Кадровая цепь: зачем управлять персоналом так же, как поставками | Большие Идеи

? Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Кадровая цепь: зачем управлять персоналом так же,
как поставками

Как и зачем строить «цепи поставок» на рынке труда

Авторы: Джозеф Фуллер , Мэтт Сигельман

Кадровая цепь: зачем управлять персоналом так же, как поставками
HBR Staff; Bernhard Lang/Getty Images; The Laundry Room/Stocksy

читайте также

Перестаньте обманывать на собеседованиях

Атта Тарки,  Джефф Вейс

Менеджмент. Перезагрузка

Сергей Филонович

Почему нам нужно быть умнее своих гаджетов

Итан Бернштейн

Нельзя быть тряпкой

Мерино Мелинда

Сегодня все только и говорят, что о сбоях в цепях поставок. Однако есть один особый сбой, о котором мало кто вспоминает. Он связан не с товарами, а с кадрами и представляет собой серьезную угрозу нашей экономике в долгосрочной перспективе.

Вслед за пандемией работодатели столкнулись с серьезными трудностями в поиске нужных сотрудников. Эксперты назвали этот феномен «Великим увольнением» и описали его как явление, развитию которого способствовали такие факторы, как резкий подъем числа людей, вышедших на пенсию, нехватка доступных детских садов и массовая переоценка роли работы в жизни людей.

Однако в основе этого феномена лежит структурный недостаток: отсутствие надежной цепи поставок кадров.

Управляя цепью поставок, вы получаете то, что запланировали. Возьмем, к примеру, шарикоподшипники. Чтобы гарантировать их бесперебойное поступление, Ford заранее договаривается с поставщиками. Могла бы эта система работать столь же эффективно, если бы компания устанавливала с поставщиками краткосрочные отношения и обращалась к ним в начале каждого месяца, чтобы заказать партию товара на месяц вперед? Любой, кто хоть немного разбирается в бизнесе, сочтет эту идею абсурдной. За такой короткий срок закупщикам Ford было бы нелегко найти поставщиков, готовых предоставить требуемый объем товара по приемлемой цене. Но вот в чем дело: именно таким ситуативным способом большинство компаний пытаются удовлетворить свой спрос на кадры.

Начиная с 1960-х годов трудовые отношения приобретали все более транзакционный характер, а фирмы были уверены, что смогут нанимать и увольнять сотрудников, руководствуясь исключительно собственным желанием. В такой среде — где нет ни пенсий, ни обязательств по обучению персонала, ни гарантий стабильной занятости — вполне естественно, что сотрудники меняют работу всякий раз, как им представляется лучшая возможность. Некоторые эксперты считают, что такая модель обеспечивает большую гибкость и эффективность. Возможно, отчасти так и есть, но способность пополнять запас кадров по запросу зависит от количества желающих к вам попасть — ресурса, которого сегодня из-за «Великого увольнения» стало очень мало.

Чем меньше на рынке труда рабочей силы, тем выше зарплаты. Но, помимо этого, и наем занимает куда больше времени, что очень важно, поскольку это негативно сказывается на производительности. Сотрудников, добровольно покинувших свои рабочие места, трудно заменить, а в их отсутствие оставшиеся должны нести б??льшую нагрузку. Это побуждает некоторых из них увольняться вслед за первыми.

Если мы серьезно не пересмотрим иммиграционную политику, то вскоре останемся с еще меньшим запасом кадров, чем сегодня. С 2011 по 2021 год почти в каждом округе США наблюдалось сокращение численности населения трудоспособного возраста. Пандемия только ускорила эти потери. По оценкам Pew Research Center, в 2020-м на пенсию вышло на 1,1 млн человек больше, чем ожидалось, а по данным Федерального бюро статистики труда США, за первые 12 месяцев пандемии из состава рабочей силы вышли 2,4 млн женщин. Число 18-летних, присоединяющихся к классу активно трудящихся людей, тоже сокращается, что предвещает еще больший дефицит рабочей силы в будущем.

Бороться с демографическими тенденциями непросто. Однако наша система образования и обучения, главный источник кадров, также не отвечает спросу. Анализ ExcelinEd Foundation и Burning Glass показал, что лишь 18% выдаваемых свидетельств о присвоении квалификации по программам профессионального и технического образования востребованы работодателями. В то же время количество выпускников по некоторым критически важным специальностям значительно уступает спросу.

Рассмотрим пример, напрямую связанный с текущими проблемами в цепях поставок. Ожидается, что на данный момент около 20 тыс. логистов будут ежегодно покидать эту сферу деятельности. В течение следующего десятилетия количество новых рабочих мест вырастет на 56 тыс., однако дипломы в области логистики получают лишь 10 тыс. выпускников ежегодно. Если говорить шире, то подумайте вот о чем. За последние 10 лет набор навыков, необходимых для выполнения среднестатистической работы, изменился на 30%, что намного опережает скорость изменений в стандартных образовательных программах. Другими словами, выпускники этих программ не получают навыков, нужных работодателям.

Проблема приобрела такой масштаб, что многим технологическим компаниям пришлось создавать собственные экосистемы цифрового обучения и сертификации, чтобы обеспечить достаточное количество квалифицированных кадров. Впрочем, они делают это, чтобы удовлетворить не только собственные потребности, но также — что, возможно, более важно — потребности своих клиентов. Зачем Amazon так много инвестирует в программу обучения и сертификации AWS? Почему Salesforce.com так активно продвигает учебную платформу Trailhead? В немалой степени потому, что они знают — компании не будут покупать программное обеспечение, если не смогут нанять достаточное количество сотрудников, умеющих им пользоваться.

Чтобы восстановить здоровый баланс рабочих мест и специалистов на рынке труда, мы должны выйти за рамки ситуативной стратегии, которую большинство компаний используют для поиска кадров.

Управление потоком квалифицированных сотрудников — многоэтапный процесс, требующий тщательной координации. Имейте в виду: новые работники не придут на место ушедших сами собой. Если работодатели хотят поддерживать нужное количество сотрудников не только в настоящем, но и в будущем, им придется совершенствовать процесс поиска кадров и развития новых сотрудников.

Вот как это сделать.

1. Работодатели должны активно создавать более широкую кадровую базу

Это значит нанимать людей из смежных специальностей и других географических регионов. Некоторые кандидаты с нестандартным бэкграундом могут не обладать всеми необходимыми навыками. Но можно ли их обучить? Работодателям также необходимо пересмотреть требования к различным должностям и определить, какие из них действительно важны, а какие просто «хорошо бы, чтобы были». По данным нашего исследования, некоторый прогресс уже есть: для 62% профессий диплом об окончании колледжа требуют реже, чем в 2017 году. Если эта тенденция сохранится, в течение следующих пяти лет на рынке появится 1,4 млн рабочих мест, доступных для людей без высшего образования.

2. Работодатели должны вкладывать средства в собственные программы развития кадров

Сотрудники многих компаний считают, что лучший способ продвинуться наверх — это уйти, что лишь подогревает текучку кадров. Например, на сегодняшний день только 31% занятых, имеющих опыт работы с новейшими технологиями, получили повышение внутри своей компании. Работодатели должны инвестировать в рабочую силу так же, как они вкладываются в НИОКР, и признать наконец, что краткосрочные вложения приносят долгосрочную прибыль. Сотрудников нельзя обучить в одночасье, поэтому руководство должно начинать вкладывать деньги в их подготовку, как только станет понятно, что в дальнейшем им потребуются новые навыки. Лучше иметь большой выбор начинающих кадров, чем постоянно играть на спотовом рынке. Внутренний рост также предполагает обозначение для сотрудников возможной траектории движения в компании, чтобы они дважды подумали, прежде чем сбежать с корабля. В лучших организациях планирование продвижения сотрудников по умолчанию входит в процесс аттестации.

3. Работодатели должны внедрить фундаментальные принципы управления цепями поставок

Чаще всего кадры поставляются общественными колледжами и профессионально-техническими академиями. Как и в случае с другими поставщиками, работодателям стоит обмениваться с колледжами подробными описаниями вакансий, регулярно встречаться с их представителями, давать доступ к своим экспертам и технологиям, обсуждать возникающие требования, оценивать взаимные результаты и предлагать обратную связь на основании полученных данных. Это особенно важно в условиях извечного несоответствия между американской системой общественных колледжей и рынком труда. Большинство учебных заведений делают упор на возможности перевода студентов второго курса программы для младших специалистов на четырехлетние программы обучения, чтобы они могли с дипломом вуза рассчитывать на более высокие зарплаты. Это благородное стремление, однако лишь 17% абитуриентов общественных колледжей заканчивают обучение со степенью бакалавра — даже несмотря на то, что профессиональная подготовка и техническое образование гарантированно приносят более высокий доход, чем обычные образовательные программы, по которым учится большинство студентов.

Не в характере американцев смиряться с дефицитом. Несмотря на то, что рынок труда в США переживает непростые времена, не стоит предполагать, что хроническая нехватка кадров — и порождаемая ею нехватка товаров и услуг — неизбежны. Современная экономика сложна и требует не менее сложных, умело управляемых цепей поставок. Пора создать такую и в привлечении кадров.