В ногу с подчиненными | Большие Идеи

? Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

В ногу
с подчиненными

Авторы: Кузес Джеймс , Познер Барри

В ногу с подчиненными

читайте также

Как управлять своими контактами, если у вас их слишком много

Мэттью Берд

12 сентября прошла встреча HR клуба

Академия лженаук

Юлия Фуколова

Что делать, если вы вынуждены работать не там, где вам хочется

Дори Кларк

Дальновидность, устремленность в будущее, то есть умение разглядеть потрясающие перспективы и увлечь за собой людей — вот что отличает лидера от обычного человека. Мы абсолютно в этом убеждены, ведь именно об этом свидетельствуют результаты наших исследований.

Мы задавали одни и те же вопросы десяткам тысяч людей по всему миру. Сначала мы спрашивали: «Какие качества вы больше всего цените в лидере (то есть в человеке, указания которого будете с готовностью выполнять)?», а затем: «Какие качества вы больше всего цените в коллегах (то есть в людях, с которыми вы хотели бы работать)?» Первое место в этом рейтинге заняла честность — она, по мнению опрошенных, важна и для начальников, и для коллег. А вот дальновидности — это качество заняло второе место — ожидают только от руководителей. Всего 27% респондентов сказали, что умение смотреть далеко вперед необходимо их коллегам, и 72% — руководителям (среди высокопоставленных сотрудников такой ответ дали 88% человек). Ни по одной другой характеристике таких резких расхождений не было.

Это говорит о том, что новоиспеченным начальникам приходится нелегко: на прежних должностях никто не требовал от них дальновидности. Возможно, именно поэтому мало у кого из них есть привычка ориентироваться на будущее — по данным исследований среднестатистический руководитель тратит всего 3% рабочего времени на изучение перспектив. С каждой новой ступенью карьерной лестницы проблема только усугубляется: рядовые менеджеры должны мерить время проектами, руководители среднего звена — прогнозировать ситуацию на несколько лет вперед, а топ-менеджеры — по меньшей мере на десятилетие вперед.

Так как же руководителям развивать в себе дальновидность? Прежде всего, конечно, нужно научиться выделять время на долгосрочное планирование. Значит, придется меньше заниматься текучкой — нужной, но бесконечной. Однако еще важнее понять: открывая новые горизонты, нельзя во всем полагаться только на интуицию. Последнее время ведется столько разговоров о прозорливости, проницательности и стратегическом мышлении, что многие руководители, как ни прискорбно, решили стать «провидцами». Поощряемые специалистами по развитию лидерских навыков, они возомнили себя «вестниками будущего» и принялись уверенно рассуждать о грядущих изменениях в их отраслях и организациях.

А зря! От руководителей ждут вовсе не этого. Да, они безусловно должны задаваться вопросами: «что нового?», «что нас ждет?», «что лучше?», но выдавать собственные ответы за единственно верные ни в коем случае нельзя. Подчиненным важно, чтобы общая картина будущего соответствовала их ожиданиям. Они хотят услышать, что их надежды осуществятся и мечты претворятся в реальность. К таким выводам мы пришли, когда проанализировали около миллиона ответов, полученных в ходе недавнего исследования методов управления. Мы выяснили: руководителям труднее всего создать и донести до людей такую концепцию будущего, которую они одобрили бы потому, что она отвечает их чаяниям и убеждениям.

Бадди Блэнтон, руководитель одного из проектов компании Rockwell Collins, убедился в этом на собственном опыте. Он попросил подчиненных высказаться о его стиле управления. Отзывы в основном были положительные — получил Бадди и ряд советов. Вот что сказал один сотрудник: «Тебе же будет легче, если ты объяснишь нам, почему выбрал именно эту стратегию. Мы хотим видеть ход твоих мыслей, понимать, как ты пришел к такому решению. Тогда твои цели станут и нашими и мы захотим их достичь».

Каким бы парадоксальным это ни казалось, самый надежный способ вести людей в будущее — сплотиться с ними здесь и сейчас. Только совместно разработанная стратегия, только общие идеи зацепят ваших сотрудников. А коллективная концепция родится, только если вы научитесь внимательно слушать подчиненных, улавливать их чаяния и заботиться об их нуждах. Лучшие руководители внимательно наблюдают за людьми — они знают: нет ничего вернее этого давно испытанного средства.