читайте также
В августовском номере «HBR — Россия» вышла статья «Виртуальный мир как кузница руководящих кадров» Байрона Ривза, Томаса Малоуна и Тони О’Дрисколла. С помощью онлайновых компьютерных игр можно воспитать менеджеров будущего, утверждают авторы. А что об этом думают руководители настоящего?
Давид Ян, председатель совета директоров компании ABBYY
Компьютерные игры захватили мир еще в 1970-х: на «Тетрис» человечество потратило больше времени, чем на все остальные игрушки. И сейчас, кажется, остался шаг до игр, которые сумеют прививать менеджерские и предпринимательские навыки: современные стратегии дают весьма солидные представления о реальной экономике. Но тут возникает первый важный вопрос. Где пролегает золотая середина между двумя состояниями: «человеку интересно играть» и «человеку интересно настолько, что он забывает об общении с реальными людьми, о бизнесе»? Думаю, на этот вопрос ответит сама жизнь, но я бы не стал недооценивать проблему.
Впрочем, есть барьеры и посерьезнее. Столкнувшись с реальным управлением, очень быстро осознаешь, что умение улаживать конфликты, общаться с людьми, идти на компромиссы — 50% успеха. А вот таких вещей в играх нет вообще, что сразу превращает их в этакое «кино»: не станете же вы всерьез изучать кун-фу по боевикам. Я, пожалуй, немного утрирую, но смысл именно такой. В жизни настоящие сложности начинаются в тот момент, когда человек кладет тебе на стол заявление об уходе, потому что «вчера его не выслу-шали». А как только ты вникаешь в суть дела, то становится ясно, что проблема совсем в другом и тебе нужно понять, в чем именно… Мне кажется, такого рода коллизии еще никак не воссоздаются в играх, и не думаю, что в ближайшее время что-то изменится.
Резюмирую. Да, игры — это самый естественный способ обучения, но в виртуальной реальности у них нет очень серьезной составляющей — человеческой. Так что в каком-то смысле лидерство и харизму казаки-разбойники оттачивают больше, чем компьютерные игры.
Дмитрий Архипов, совладелец и вице-президент компании «Акелла»
Авторы статьи допустили пару фактических неточностей, но в целом — все верно. В скором времени игры и правда могут стать отличным тренажером для менеджеров.
Тем не менее есть у них и свои изъяны — вот о них интереснее поговорить. Начнем с самого главного. В бизнесе очень важны личное обаяние и умение общаться с людьми. В игре эти качества не имеют значения, более того, многие онлайновые лидеры, какими бы менеджерскими задатками они ни обладали, обычно не могут реализовать их в реальной жизни. Просто часто они несоциальны по своей природе.
Я знаю одного паренька, который в игре EverQuestII управляет большим количеством групп — там он гуру без всяких оговорок. У него есть все нужные для управленца качества, только вот не любит он и не умеет общаться с людьми.
И это, к сожалению, все пере-черкивает. Такие люди могут быть лидерами лишь в виртуальном мире. Изъян второй. Да, онлайновые игры, как и офлайновые, развивают у человека задатки лидера, управленца. Игроку нужно руководить гильдиями или кланами — конечно, для этого ему приходится оттачивать какие-то административные умения, навыки быстрого принятий решений. Но есть здесь как минимум одно большое отличие от реальности: в бизнесе права на ошибку почти никогда нет, а вот в онлайновой игре всегда можно начать сначала. Человек просто не может почувствовать всей ответственности за свои поступки, и, конечно, это принципиально важно.
Впрочем, если в будущем разработчикам удастся устранить такого рода минусы, думаю, игры смогут стать весьма надежным тренажером для управленцев. Хотя видеть совсем уж прямую связь между успехами в реальном и виртуальном мирах не стоит. Я сам когда-то много играл — это как спорт: завтра результаты не появятся, надо долго и упорно тренироваться.
Виктор Ремша, генеральный директор и совладелец ИК «Финам»
Идею нельзя назвать новой. Публикации, в которых утверждалось, что активные геймеры — потенциальные лидеры и менеджеры высокого уровня, начали появляться много лет назад. Только вот до сих пор четкой корреляции тут не прослеживается. В компьютерные игры уже более десятилетия играют практически все, но руководителями, как правило, становятся не те, кто живет в игровом пространстве, а те, для кого игрушки — лишь способ отдыхнуть.
MMORPG вряд ли станут исключением. Да, они позволяют проявить лидерские качества, но очень ненадолго. В реальном бизнесе нужны не спринтеры, а стайеры — даже самый короткий проект длится на порядок дольше и требует в разы больше решений, чем самое сложное игровое «драконоубийство». Игры не формируют сильных менеджеров хотя бы потому, что их в любой момент можно закончить и начать заново. Ответственность там слишком мала, чтобы навыки для практического руководства действительно развились. Еще один негативный фактор — игры отнимают слишком много времени, это тоже не способствует карьере. Именно поэтому я не играю в MMORPG — слишком долго. Хотя к играм в целом отношусь положительно: несколько часов в месяц вполне можно потратить на хорошую «стрелялку» или стратегию.
Да, авторы нашли довольно интересный способ рассказать о том, какой им видится организация бизнеса в не столь далеком будущем, но их выводы о пользе MMORPG кажутся не столь однозначными. Эти игры существуют довольно давно, три-пять лет назад они стали массовым явлением, но руководителей высокого уровня до сих пор не воспитали. Какие-то полезные умения они дают, но не думаю, что это очень серьезные «вложения».