Поощряйте альтруизм | Большие Идеи

? Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Поощряйте альтруизм

Авторы: Нортон Майкл , Данн Элизабет

Поощряйте альтруизм

читайте также

Пенсионер поневоле

Ирина Пешкова

Три метода, которые помогут преодолеть кризис

Три вопроса, которые помогут узнать всю правду о компании

Дуглас Уилсон

Ваше понимание лидерства устарело. Как стать лучшим руководителем на современном рынке труда

Грег Дэвис

Компании дают сотрудникам ­премии, в частности, чтобы сделать им приятное. Но, как показы­вает наше исследование, будут ли ­сотрудники на самом деле довольны, зависит в основном от того, как они потратят эти деньги. Мы выяснили, что, спустив премию на новую одежду, телевизор или iPod, люди не становятся счастливее. Зато, если им удается подарить хотя бы малую часть неожиданной награды другим, они чувствуют себя гораздо лучше. Поэтому, если компании придумают, как убедить своих сотрудников делиться премиями, они сумеют создать у себя социально позитивную рабочую среду.

Вместе с Ларой Акнин, студент­кой Университета Британской Колумбии, мы провели исследование, состоящее из трех частей. Во-первых, мы опросили более 600 американцев и выяснили, что чем больше денег они тратят на альтруистические цели — подарки или благотворительность, тем больше они довольны своей жизнью в целом. Во-вторых, мы встретились с 16 сотрудниками одной из бостонских компаний, которым выдали премии в размере от трех до восьми тысяч долларов, и поговорили с ними в день ее получения и затем 6—8 недель спустя. Выяснилось, что из этих денег они потратили на других в пять раз меньше, чем на себя, — но только эта малая часть расходов действительно сделала их счастливее. Оказалось также, что размер премии не имел значения; главное — на что она была потрачена.

И в-третьих, мы провели еще один эксперимент, чтобы убедиться: альтруистические расходы и правда приносят людям радость. Утром мы раздали деньги 46 добровольцам (кому-то 5, а кому-то 20 долларов) и велели одним потратить все на себя, а другим — на кого-нибудь еще. Вечером те, кто купил что-то другим, чувствовали себя гораздо лучше — и не важно, какую сумму мы им выдали.

Эти результаты говорят о том, что даже такая мелочь, как пять долларов, израсходованные на кого-то другого, поднимает настроение. Но из нашего исследования мы сделали еще один вывод: большинство людей считает, что радость приносят только деньги, потраченные на себя.

Руководители должны предоставлять сотрудникам возможность помогать другим. Вот, например, что в 2007 году сделала Google для клиентов своего сервиса AdSense. На рождественские праздники компания подарила им флешки на 2 ГБ и подарочные сертификаты DonorsChoose.org на 100 долларов, которые можно было перевести на счет любой образовательной программы по своему выбору. Организации могут также отказаться от пожерт­вований и выдавать предназначенные для благотворительных целей средства сотрудникам — а они уже сами будут решать, кому их перевести.

Помогая подчиненным делиться деньгами с другими, вы будете способствовать развитию позитивной социальной атмосферы в компании. А в такой атмосфере даже небольшая выплата приносит людям большую радость.