Как удержать специалиста, повидавшего INSEAD? | Большие Идеи

? Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как удержать специалиста,
повидавшего INSEAD?

Автор: Ибарра Эрминия

читайте также

Почему компании используют инфлюенсеров неправильно

Гварланн де Кервиле,  Элис Одрезе

Главная ошибка корпоративного управления

Бауэр Джозеф,  Линн Пэйн

Переосмыслить неудачу

Годин Сет

Стратегия для компании. Теория или реальность?

Роман Пахолков

Перед компаниями, желающими инвестировать в повышение квалификации своих менеджеров, открывается несколько путей. Можно послать перспективного руководителя в бизнес-школу вроде Гарвардской или INSEAD, в заведение типа Центра творческого лидерства или же на собственные внутрикорпоративные курсы. Между тем у компаний зачастую возникают сомнения, оправданны ли эти вложения. И дело не в плохом качестве предлагаемых курсов - напротив, обычно они дают великолепные результаты.

Похоже, проблемы возникают после того, как, закончив обучение, менеджер возвращается к повседневной работе.

Обогатившись знаниями о новых моделях и сетевых схемах, такой человек преображается – но попадает-то он в организацию, которая подобной трансформации не испытала! Противоречие между ожиданиями менеджера и его компании оказывается иногда весьма болезненным. Как ни парадоксально, чем выше качество бизнес-образования, тем вероятнее уход ценного специалиста из родной компании.

Как же добиться, чтобы обучение принесло максимум пользы и самому специалисту, и его компании? Следует обращать особое внимание на такие этапы проекта, как “уход” и “возвращение”. На подготовительном этапе необходимо, чтобы глава компании и основные акционеры проводили больше времени с менеджером, обсуждая его сильные и слабые стороны и возможные сценарии карьерного продвижения, – тогда у специалиста будет больше шансов получить по возвращении должность, позволяющую применить освоенные методы. Даже если менеджер не пытается организовать подготовительные встречи и беседы, его боссу в любом случае следует позаботиться, чтобы они состоялись.

Вернувшись, менеджер должен выделить специальное время, чтобы перестроить систему приоритетов и точнее определиться со стратегией. Каков будет план действий на первую неделю? На месяц? На полугодие? Такое планирование – обязательная фаза, и начинаться она должна сразу же после возвращения специалиста.

Исследуя различные аспекты бизнеса, ученые-бихевиористы обнаружили эффект, получивший название “окно возможностей”: в случае нарушения привычного хода событий существует короткий период, в течение которого можно добиться по-настоящему крупных перемен. Когда этот период кончается, любые попытки изменить что-либо тонут в повседневной рутине.

По возвращении менеджеру приходится решать еще одну проблему: как передать полученные знания другим сотрудникам? Выпускники бизнес-школ, вооруженные планами революционных преобразований, нередко наталкиваются на инертность коллег, и слышать не желающих о преимуществах новых подходов. Усвоение знаний не является чисто интеллектуальным процессом -тут очень важен и эмоциональный аспект. Самое простое в этом процессе -передача идей; гораздо сложнее наладить полноценный контакт, без которого такая передача будет поверхностной. Преобразующий эффект программы MBA не должен ограничиваться периодом обучения и личностью обучаемого. Чтобы он затронул всю организацию, руководство должно тщательно контролировать процессы ухода менеджера в бизнес-школу и его возвращения.