читайте также
Ничего не готово, срок сдачи неумолимо приближается, а ваши сотрудники на последнем издыхании. Как заставить людей выложиться: нажать посильнее или, наоборот, подбодрить и попросить?
Согласно недавно опубликованному исследованию, которое вместе с пятью коллегами провел Гербен ван Клеф из Университета Амстердама, у руководителей-чирлидеров шансов на успех больше, чем у начальников-погонял. Неудачи, постоянный цейтнот эмоционально выматывают людей, и в таких случаях они скорее реагируют на настроение начальника, чем на смысл его слов.
Исследователи изучали эпистемическую мотивацию — стремление осмыслить услышанное, то есть за эмоциями разглядеть его содержание. Одним это удается лучше, чем другим. Когда у сотрудников уровень эпистемической мотивации высок, иными словами, когда они действительно пытаются понять, что хочет сказать начальник, они могут сделать нужный вывод из демонстрируемых им эмоций. К примеру, такой: «Раз он сердится, значит, недоволен нашей работой — нужно стараться».
Эпистемическую мотивацию 140 студентов-старшекурсников исследователи фиксировали в ходе компьютерной симуляции военных учений. Рассматривая их реакцию на эмоции «командира» (роль его исполнял профессиональный актер), группа ван Клефа установила, что гнев — сильное средство воздействия на коллективы с высоким уровнем эпистемической мотивации, а дружелюбный настрой дает лучшие результаты, когда ее уровень невысок.
Результаты проводившихся ранее исследований говорят о том, что стрессовые факторы вроде приближения срока сдачи или даже повышения шумового фона на рабочем месте приводят к снижению эпистемической мотивации. Поэтому когда обстановка напряжена, люди не особенно думают о том, почему вы говорите резким тоном, они просто чувствуют себя несправедливо обиженными. И это лишний повод для руководителей научиться управлять своими эмоциями.
В статье, опубликованной в Academy of Management Journal, ван Клеф с коллегами пишут: «Результаты исследований показывают, что руководители, которые лучше чувствуют обстановку и настроение своих подчиненных и соответственно регулируют эмоциональный накал, достигают лучших результатов в управлении коллективами и лучше мотивируют сотрудников».