Насколько финансово грамотны ваши сотрудники? | Большие Идеи

? Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Насколько финансово грамотны
ваши сотрудники?

Авторы: Берман Карен , Найт Джо

Насколько финансово грамотны ваши сотрудники?

читайте также

В российских компаниях чаще всего воруют топ-менеджеры

Оксана Гончарова / «Ведомости»

Как Tesla, Under Armour и Sanos продвигают свои бренды

Расмус Бек Хансен

Контекст имеет значение

Тарун Ханна

Три мифа о неравенстве и глобализации

Лукас Ченсел

Руководителю предприятия нередко требуется обсудить финансовые показатели с начальниками отделов, например маркетингового или производственного. Но насколько их собеседники разбираются в финансах? Недавно мы попытались изучить этот вопрос. Ответ, увы, неутешителен.

Простой тест на финансовую грамотность, с которым справился бы сам гендиректор и любой сотрудник финансового отдела, мы предложили репрезентативной выборке управленцев — от высшего звена до низшего. Результаты обескураживают: в среднем 38 баллов из 100. Почти поголовно респонденты не отличают прибыль от выручки. Многие не знают, в чем разница между отчетом о прибылях и убытках и балансовым отчетом. Около 70% не сумели выбрать правильное определение термина «свободный денежный поток», а ведь инвесторы судят о компаниях именно по этому показателю (примеры вопросов из теста см. во врезке «Проверьте свой финансовый IQ»).

Финансовое невежество может серьезно затормозить карьеру менеджера. Тот, кто не владеет языком денег, вряд ли весомо выступит на общем совещании руководства. Его, скорее всего, не продвинут по служебной лестнице. Он может стать легкой добычей мошенников, как многие сотрудники компании Enron. При поступлении на работу ему трудно понять, насколько твердо стоит на ногах его новая компания. Один из авторов этой статьи, Джо Найт, — финансовый директор небольшого производства. Кандидатам на инженерные должности во время интервью он часто предлагает взглянуть на финансовые показатели компании за последние два года. Но до сих пор ни один соискатель не заинтересовался — наверное, все они осознавали, что нечего тратить время без толку: все равно в этих цифрах ничего понять невозможно.

Финансово необразованные менеджеры тянут вниз свою организацию. Допустим, их компания, как все вокруг сейчас, стремится увеличить свой операционный доход.

Но как этого достичь, если даже опытные руководители, которым поручено составлять отчеты о прибылях и убытках, не знают о многих существующих приемах, с помощью которых можно увеличить поток денежных средств: уменьшить складские запасы или сократить период дебиторской задолженности. Недавно мы помогали одной медицинской компании повысить ее валовую прибыльность. Прежде всего пришлось растолковывать сотрудникам отдела продаж, в чем состоит разница между прибыльной сделкой и просто сделкой. К сожалению, этого не понимают очень многие. Примерно две трети тех, кто проходил наш тест, считали, что предлагаемые продавцами скидки не сказываются на валовой прибыли их предприятия. Как же можно улучшить какой-то показатель, если даже не знаешь, от чего он зависит? Почему подчиненные не признаются начальству, что ничего не смыслят в финансах? Никому не хочется выставлять напоказ собственное невежество, и это подтверждается данными второго опроса, который мы провели среди менеджеров, не участвовавших в нашем первом экзамене. Теперь нас интересовало, что происходит в их компании, когда при обсуждении кто-то не понимает какого-нибудь финансового термина. Чаще всего наши респонденты выбирали такой вариант ответа: «Люди не задают вопросов, потому что боятся показаться профанами перед начальством или коллегами».