Почему компании не умеют справляться с выгоранием
Кристина Маслач , Майкл ЛейтерСегодня очевидно, что пандемия COVID-19 усугубила проблему выгорания в разных отраслях и обострила многие другие связанные с ней проблемы в сфере труда. Это привело к тому, что все больше организаций пытаются искать пути решения. Мы полагаем, что сейчас настал подходящий момент для анализа использования Опросника выгорания Маслач в компаниях. В этой статье мы рассказываем о том, что представляет собой такой тест, рассматриваем некоторые варианты его неправильного применения и показываем, чем он может быть полезен для работодателей, сотрудников и организаций. Многим этот материал также будет полезен для лучшего понимания того, что представляет собой эмоциональное выгорание.
Что такое MBI?
Пандемия продолжается уже больше года, и большое количество людей в разных странах жалуются на выгорание. Явление это не новое: как в художественной, так и в научной литературе не одно столетие описываются состояния истощения и чувства отвращения к работе. За последние 60 лет термин «выгорание», полностью отражающий то, что многие испытывают сейчас, стал особенно популярным.
К концу 1970-х годов стали особенно актуальными следующие вопросы: что такое психологическое выгорание? Каковые его причины? Почему существует эта проблема? Чтобы ответить на такие вопросы, потребовались исследования, которые еще никогда до этого не проводились, что и привело к созданию Опросника выгорания Маслач (MBI). Научная работа была опубликована в 1981 году и пережила четыре переиздания. MBI — это первый научно обоснованный тест на определение степени эмоциональной усталости, который широко используется в исследованиях по всему миру.
Термин «эмоциональное выгорание» определен Всемирной организацией здравоохранения в 2019 году как профессиональное состояние, с которым организациям необходимо научиться справляться. Такое явление характеризуется тремя аспектами:
чувство истощения или нехватки энергии;
растущее психологическое дистанцирование от рабочих обязанностей или пренебрежение ими и негативное отношение к трудовой деятельности;
низкая профессиональная эффективность.
MBI оценивает каждый из этих трех показателей отдельно. Такой формат возник в результате предшествующей исследовательской работы по эмоциональному выгоранию в 1970-х годах, в ходе которой проводились интервью с медицинскими и социальными работниками, наблюдения за рабочим процессом и анализ конкретных примеров. Был выделен ряд утверждений, касающихся личных ощущений и психологического состояния (например, «Я чувствую себя эмоционально опустошенным»). В MBI учитывается частота проявления оцениваемых состояний (от «никогда» до «каждый день»).
После тщательных исследований ученые разработали и опробовали в нескольких странах на нескольких языках различные виды тестирования для работников социальной, медицинской и образовательной сферы. Кроме того, был создан вариант анкеты для людей любого рода занятий.
Во всех версиях в тесте на определение степени эмоционального выгорания вычисляется три показателя: психологическое истощение, деперсонализация (негативизм и пренебрежение) и профессиональная эффективность. Ответы не ограничиваются отметками «присутствует» и «отсутствует» — вместо этого используется шкала значений, оценивающих частоту проявления признака, от более положительных до более отрицательных. На выгорание указывают негативные результаты по всем трем параметрам.
Цель научных исследований состояла в том, чтобы изучить, что конкретно связано с утверждениями в каждом из трех аспектов. Например, влияют ли те или иные условия на рабочем месте на качество выполнения работы (в категории «профессиональная эффективность») или создают перегрузку для сотрудника («истощение»)? Можно ли сказать, что психологическое выгорание начинается с крайней степени усталости, которая потом приводит к негативизму, а затем к снижению профессиональной эффективности — или же есть другие пути возникновения этого состояния?
Изменение и неправильное использование MBI
В последнее время тест для определения степени выгорания часто применяется для других целей, таких как индивидуальная диагностика или организационные оценки. При правильном использовании эта система может принести большую пользу сотрудникам и организациям, при неправильном — ведет к искаженному представлению о том, что такое выгорание, а не к пониманию природы явления. Некоторые из таких вариантов анкетирования являются, кроме того, неэтичными.
Тот факт, что в MBI выводится три оценочных показателя, вызывает определенные сложности. Во-первых, некоторые начали упрощать этот подход, изменив процедуру подсчета очков и объединяя баллы из трех групп вместе. Недостаток такого совокупного метода состоит в том, что один и тот же общий балл может быть получен из очень разных комбинаций трех параметров. Еще одно неправильное применение тестирования заключалось в том, чтобы рассматривать три аспекта как некие «симптомы» выгорания и затем утверждать, что о нем говорит отрицательная оценка в любой из категорий. Также делались попытки упрощения анкеты, которые заключались в использовании только одного вопроса для каждого параметра.
Во-вторых, другие исследователи решили использовать только одно из трех измерений степени выгорания (обычно «истощение»), таким образом неявно предлагая новый метод. В каких-то еще трактовках с упором на эту категорию выдвигались идеи, что корреляция с признаками депрессии (которые во многом соотносятся с показателями истощения) означает, что выгорание на самом деле является просто депрессией.
В-третьих, другая модификация подсчета баллов включала произвольное разделение выборки респондентов пополам и ошибочное предположение, что половина, у которой больше отрицательных оценок, находится в состоянии эмоционального выгорания, а другая половина — нет. Где-то по описаниям диапазона значений, подразделяемого на три части (нижняя, средняя, верхняя треть), произвольно назначали пороговые значения для «низкого, среднего и высокого уровня выгорания». В итоге, когда результаты тестирования попадают в один и тот же диапазон, делаются неверные заявления о том, что «у трети группы отмечается высокая степень выгорания».
Что же привело к такому неправильному применению Опросника выгорания Маслач? Основная причина изменений в оценивании результатов тестирования (и возникающих в результате неточностей) заключается в том, что многие думают о психологическом выгорании как о каком-то заболевании или инвалидности, и им хочется иметь единую систему для определения этого состояния, которая могла бы диагностировать, есть ли у отдельных сотрудников эта «инвалидность» или нет. Однако MBI разрабатывалась не как инструмент диагностики индивидуальных проблем со здоровьем. Действительно, изначально выгорание не считалось каким-то индивидуальным нарушением или болезнью — такую точку зрения ВОЗ неоднократно озвучивала, в том числе в своем заявлении в мае 2019 года. Однако многие формы индивидуальной терапии или лечения могут проводиться или покрываться страховкой только при наличии официально признанного диагноза в рамках всей системы здравоохранения. Следовательно, продолжаются попытки определить эмоциональное выгорание с помощью медицинских терминов.