Как среднему бизнесу пережить 2021 год: пять задач для HR-директора | Большие Идеи

? Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как среднему бизнесу пережить 2021 год: пять задач
для HR-директора

С какими кадровыми вызовами столкнутся небольшие компании и как их можно преодолеть

Авторы: Робин Форман Поллак , Дина Перро

Как среднему бизнесу пережить 2021 год: пять задач для HR-директора
Cactus Creative Studio/Stocksy

читайте также

В совмещении бизнеса и общественной пользы нет ничего нового

Дэвид Буркус

Самые цифровые страны мира

Аджай Бхалла,  Бхаскар Чакраворти,  Рави Шанкар Чатурведи

Потребители готовы платить больше за меньшее

Чернев Александр

Три ловушки на пути компаний, решивших переизобрести себя

Райан Раффаэлли

Никогда еще список задач HR-директоров не был столь сложен и многосоставен, как в 2021 году. В дополнение к стандартной рабочей нагрузке руководители столкнулись с целым рядом вызовов, которые напрямую влияют на то, может ли компания расти и восстанавливаться.

Особенно сложна повестка руководителей среднего и только открывшегося бизнеса, ведь они часто сталкиваются с проблемами крупных игроков, но при этом располагают ресурсами небольшой фирмы. Например, в компании со штатом 300 человек, как правило, работает три-четыре специалиста по персоналу — этого достаточно для обычной, но не для экстраординарной ситуации.

Как показывает опыт и наши исследования, вызовы 2021 года превосходят всякое представление об экстраординарности. В конце прошлого года мы реализовали два проекта — опрос и исследование успешных методик работы — в сотрудничестве с представителями Альянса HR-директоров, профессионального сообщества под эгидой компании AchieveNEXT, объединяющего 2000 руководителей кадровых служб американских фирм среднего размера. Одна из нас (Робин) курирует это сообщество, другая (Дина) является его членом, входит в Глобальный консультативный совет и возглавляет отдел кадров Faulkner Automotive Group — семейного предприятия с 89-летней историей, 1600 сотрудниками, 28 автомобильными дилерскими центрами и 10 сервисными центрами, расположенного в Пенсильвании.

Основываясь на этих исследованиях, нашем опыте и опыте членов Альянса HR-директоров, мы выделили пять основных вызовов, с которыми предстоит столкнуться руководителям кадровых служб компаний среднего звена. Все задачи пересекаются между собой, и решение, предложенное для одной из них, может помочь справиться с другими.

Возврат к активному найму

Результаты нашего опроса демонстрируют масштаб этой задачи. По прошествии года, в течение которого количество рабочих мест в большинстве компаний сократилось или осталось на прежнем уровне, более 61% представителей среднего бизнеса заявили, что планируют увеличить численность сотрудников в 2021 году, и только 4% планируют и дальше сокращать штат.

Однако практики найма, работавшие в 2019 году, могут не подойти для 2021-го. Откуда будут приходить новые люди? Как компании среднего размера будут презентовать себя (то есть продавать бренд работодателя) в новой среде? Как интервьюировать кандидатов? Как эффективно привлекать и интегрировать новый персонал независимо от того, работает он дома или в офисе?

Переподготовка и повышение квалификации сотрудников

В то же время сотрудникам — компаний в целом и HR-отделов в частности — необходимо осваивать новые, преимущественно цифровые навыки. Обучение персонала — вторая важнейшая задача HR-директоров после найма, однако более 55% руководителей кадровых служб компаний среднего размера считают, что у них почти или вовсе нет возможностей развивать и обучать сотрудников: у них просто не хватает для этого людей.

Необходимость приобретать цифровые навыки и навыки анализа данных усложняет эту задачу, поскольку и самим сотрудникам отделов персонала часто не хватает тех же знаний. 16% HR-руководителей компаний среднего размера сообщили, что их главная цель — устранить слабые места в кадровых процессах, информационных системах и методах использования аналитических инструментов. Все эти пробелы были выявлены благодаря тому, что пандемия заставила сотрудников отдела кадров активнее внедрять технологии в свою работу.

Обновление кадровых систем и процессов

Совершенствование навыков и новые технологии идут рука об руку. Многие проблемы, с которыми мы сталкивались в Faulkner Automotive, были связаны не столько с отсутствием нужного программного обеспечения, сколько с качеством использования имеющегося ПО. До пандемии мы могли работать, пользуясь лишь частью доступных технологий. Мы находили обходные пути. Многие сотрудники не проходили обучение, которое мы им предлагали, и мы закрывали на это глаза.

Все рассыпалось, когда взаимодействие с клиентами переместилось в онлайн и мы стали трудиться из дома. Рабочие компьютеры были подключены к офисной сети, и какое-то время нам не хватало даже ноутбуков. Только мы нашли нужное количество техники и настроили их удаленное использование, как линии и серверы вышли из строя — не по всей компании, но в достаточном объеме, чтобы озаботиться обновлением инфраструктуры (например, оказалось, что нужно улучшить ПО, которое мы используем для взаимодействия с клиентами, и интегрировать систему управления персоналом с бухгалтерской системой).

Повышение вовлеченности и производительности сотрудников

Когда самый сложный этап пандемии пройдет (по крайней мере, мы надеемся, что это случится), руководители отдела кадров столкнутся с четвертой задачей: восстановить вовлеченностиь и производительность сотрудников в удаленной, гибридной или иным образом организованной рабочей среде. Выгорание — а не просто «усталость от Zoom» — стало широко распространено, потому что удаленные сотрудники часто просиживают за столом по 12 часов в день без естественных перерывов на неформальный разговор, как бывало в офисах до пандемии. Также в компании могут вскрыться новые культурные различия — например, между командами, которые могут позволить себе трудиться удаленно, и сотрудниками, работающими «в поле», и потому лишенными этой опции, а, возможно, и между теми, кто работает дома в удобном кабинете, и теми, кто вынужден ютиться за кухонным столом.

В Faulkner мы увидели, что сотрудникам, работающим в офисе, нужно больше, чем предполагалось ранее, взаимодействовать с менеджерами, чтобы снижать уровень тревоги, обмениваться информацией, когда меняются правила и ожидания, и укреплять товарищеский дух.

Также HR-директора должны быть в курсе всех нормативных изменений. Постоянное обновление инструкций Центра по контролю и профилактике заболеваемости США и местных органов здравоохранения сильно ограничивают менеджеров и рядовых сотрудников, продолживших работать оффлайн.

С началом пандемии управление производительностью отошло на второй план, поскольку главной задачей стало научиться работать удаленно, найти деньги, адаптироваться и выжить. Однако почти год спустя вопрос инвестиций в развитие кадров через управление эффективностью вновь встал на повестке дня HR-руководителей. Более 50% участников исследования описали процесс управления производительностью в своей компании как слабый или чрезвычайно слабый.

Бессистемные и неэффективные процессы подобного рода сдерживают рост компании, поскольку руководители не видят, а значит, не могут и наградить своих лучших сотрудников (и отсеять худших). Слабое или в принципе отсутствующее управление производительностью порождает токсичную культуру недоверия, неуверенности и фаворитизма, в которой люди не чувствуют, что их ценят, не понимают, как добиться успеха и почему один человек получает повышение, а другой — нет.

Усугубленные пандемией, эти проблемы особенно сильно ударили по компаниям среднего размера, поскольку те были склонны полагаться на неформальные кадровые процессы и могли ошибочно рассматривать формализованный процесс управления производительностью как нечто слишком бюрократическое. Инвестиции в сотрудников, особенно в специалистов с высоким потенциалом, входят в список основных задач HR-руководителей подобных организаций: этот фактор важен для возмещения любых потерь эффективности, для активизации рабочей силы, а значит, и для повышения показателей компании в 2021 году.

Решение неотложных проблем разнообразия, равенства и инклюзии

В 2021 году принципы разнообразия, равенства и инклюзии, широко поддерживаемые современным культурным климатом и приобретшие особенное значение после гибели Джорджа Флойда, также вошли в список приоритетов HR-директоров. Несмотря на то, что многие компании провозгласили приверженность этим принципам еще до расовых столкновений, начавшихся летом 2020 года, события того времени высветили потребность в более стратегическом, комплексном и интегративном подходе. Кроме того, пандемия COVID-19 и ответные меры (от закрытия школ до увольнений) несоразмерно сильнее ударили по женщинам и представителям различных меньшинств.

Размышляя о 2021 годе, почти 75% участников опроса заявили, что принципы разнообразия, равенства и инклюзии имеют критическое или очень важное значение для будущих финансовых показателей и устойчивости их компаний. Однако реализовать этот принцип в условиях общей перегруженности, истощенности и отсутствия экспертизы в столь сложной для предприятия области многим руководителям кажется сложным.

Как подойти к решению этих задач

Как лидерам справиться с таким задачами, учитывая всю ограниченность ресурсов компаний среднего размера? Ниже вы найдете четыре совета, которые мы сформулировали, исходя из своего опыта.

  1. Не выходите в поле в одиночку. У каждой из описанных выше инициатив есть естественные союзники. Например, от оптимизации работы персонала выиграете и вы, и операционный директор. Заручитесь его поддержкой в качестве соавтора перемен, источника средств и т. д.

  2. Советуйтесь с коллегами. Многое из того, что написано об этих проблемах, предназначено для крупных компаний и предложенные методы решения могут оказаться слишком дорогими и сложными для фирмы среднего размера. Общение с профессиональным сообществом — отличный способ получить совет и проконсультироваться со сторонним специалистом, который работает с организациями именно вашего размера.

  3. Привлекайте внешние мощности и экспертизу. Нам часто не хватает времени или навыков, чтобы запустить масштабные инициативы без посторонней помощи, однако привлечение внешних экспертов стоит вложений, ведь иначе некоторые проекты так никогда и не будут реализованы. Возьмем, к примеру, принципы разнообразия, равенства и инклюзии: немногие фирмы среднего размера обладают необходимыми знаниями, чтобы самостоятельно инициировать программу по внедрению этих принципов в свою среду.

  4. И главное — оттолкнитесь от общей стратегии компании, чтобы грамотно расставить приоритеты и привлечь внимание генерального директора и топ-менеджеров. Часто даже действительно стоящие кадровые инициативы воспринимаются как второстепенные идеи («милые безделушки») на фоне по-настоящему важных задач, вроде увеличения прибыли, повышения маржинальности и решения операциональных проблем. Гораздо проще запустить изменения, если HR-директор может объединить бизнес-цели и кадровые проекты — например, помощь торговым представителям в развитии навыков удаленных продаж или повышение эффективности за счет подключения кадровых информационных систем к финансовому подразделению. На самом деле, такие задачи куда легче реализуемы в компаниях среднего, а не крупного размера, отчасти потому, что управленческие команды среднего бизнеса более сплочены, а отчасти благодаря тому, что опытный HR-руководитель может напрямую взаимодействовать с клиентами, поставщиками и инвесторами такими способами, которые редко доступны их коллегам из более крупных организаций.

В 2021 году перед HR-директорами стоит множество задач, однако никогда прежде на отдел кадров не возлагалось такой ответственности не только за максимизацию эффективности персонала, но и за финансовые показатели предприятия. Руководители HR-подразделений в фирмах среднего размера могут значительно повлиять на восстановление и рост компании за счет активного внимания к людям, процессам и динамике общей производительности.

Об авторах

Робин Форман Поллак (Robyn Forman Pollack) — исполнительный директор AchieveNEXT, возглавляет Практику по разнообразию, равенству и инклюзии и Альянс HR-директоров. Бизнес-стратег со специализацией на вопросах разнообразия, равенства и инклюзии, последние 20 лет служила внештатным преподавателем в юридической школе им. Джеймса Бисли при Университете Темпл; также является сопредседателем Комитета по разнообразию в рамках Форума женщин-руководителей Филадельфии.

Дина Перро (Dina Perreault) — вице-президент по персоналу в компании Faulkner Automotive Group, расположенной в г. Тревос, Пенсильвания. Президент Ассоциации HR в округе Честер (Пенсильвания) и член Глобального консультативного совета AchieveNEXT. Более 25 лет работает в сфере корпоративного лидерства и управления изменениями с различными организациями армии США и компаниями из списка Fortune 100 (производство) и Fortune 500 (консалтинг), а также предприятиями розничной торговли.