Как переосмыслить процесс рекрутинга | Большие Идеи

? Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как переосмыслить
процесс рекрутинга

Навыки, необходимые для разных должностей, все время меняются – а с ними и места обитания ценных специалистов

Как переосмыслить процесс рекрутинга
Tim Bower

читайте также

Парк Советского периода

Анна Натитник

Как принести свои извинения правильно

Бретт Жанна,  Ким Питер,  Окамура Тецуши,  Уильям Мэддакс

Лучшие лидеры — вечные студенты

Гарольд Ярхе,  Кеннет Миккельсен

Тем больнее будет падать

Креймер Родерик

Пандемия COVID-19 перевернула с ног на голову многие традиционные практики бизнеса. А что с рекрутингом? Кризис не подорвал рынок ценных кадров, а скорее разогнал темп изменений, начавшихся раньше, — настолько, что для многих компаний привычные методы найма перестали работать. Казалось бы, безработица резко выросла — и работодателям легче заполучить профессионалов. Однако в последние месяцы открытых вакансий стало больше, и значит, борьба за талантливых специалистов не утихает, ведь в смутное время собрать нужных людей важно, как никогда.

Недавно исследовательская и консалтинговая компания Gartner изучила, как меняется рынок рабочей силы, и предложила схему действий, которая поможет ориентироваться в новых условиях. Исследователи выявили три тренда — в их свете традиционная тактика рекрутинга выглядит устаревшей.

Начнем с того, что навыки, необходимые для многих должностей, быстро теряют актуальность. Отчасти причиной тому участившиеся научно-технические прорывы. В недавнем опросе 3500 менеджеров выяснилось, что только у 29% новых сотрудников есть все нужные навыки для их нынешних обязанностей, не говоря уже о будущих. Исследование показало, что для работы в ключевых сферах, таких как финансы, ИТ и продажи, уже в ближайшие полтора года потребуется до 10 новых навыков. В нем также отмечается, что из-за перехода на удаленку, вызвавшего переформатирование и автоматизацию многих задач, все менее ясно, какие умения понадобятся в будущем.

Кроме того, рекрутерам, которые привыкли охотиться за специалистами на известных полянах, придется расширить список мест. Сейчас одаренных кандидатов можно найти и за пределами «кадровых кластеров», к которым относятся, например, ведущие университеты и техколледжи. Все больше людей приобретают важные умения на работе или даже просто дома. По словам исследователей, «временное затишье в работе и сокращения персонала привели к буму виртуального обучения, и люди стали самостоятельно развивать навыки за пределами офиса».

Наконец, сами кандидаты тоже становятся избирательнее, так что фирмам придется завлекать сотрудников особо ценными предложениями; это может быть что угодно: от привлекательных выплат и льгот до перспектив карьерного роста или прекрасной репутации работодателя. Талантливые специалисты, особенно на высших уровнях, сейчас оценивают вакансии по-другому. Во время пандемии, например, люди стали больше ценить значимость работы для общества и близость к семье. В нынешних условиях свободы (пусть зачастую и вынужденной) люди привыкли сами строить свой режим и теперь хотят большей самостоятельности в том, что и как им делать по работе. Исследователи отмечают, что сейчас, в период высокой безработицы, люди не спешат уходить с надежных позиций, чтобы попытать удачу в новых местах, завлечь кандидата можно только чем-то выдающимся.

Чтобы приспособиться к новым трендам и собрать хорошую команду, компаниям следует перестроить свои усилия на двух ключевых направлениях.

Выбирайте по потенциалу, а не по опыту. Первый шаг перестройки к новой ситуации — перестать думать о найме как о замене конкретного сотрудника. Когда менеджеры ищут человека на открытую вакансию, они часто рисуют себе образ, просто копирующий ушедшего, иногда добавляя парочку новых требований. Это словно сказать: «Я хочу нанять Салли, но вот еще с этими тремя квалификациями», — отмечают исследователи. В лучшем случае при таком отборе найдутся кандидаты, готовые ко вчерашним, но не к завтрашним вызовам.

HR-руководителям нужно настаивать на том, чтобы менеджер, который ищет специалиста, вышел за рамки текущих потребностей отдела и думал о навыках, без которых организации трудно преуспеть в будущем. «Первым вопросом HR-отдела к менеджеру должен быть не “Кто вам нужен?”, а “Кто нужен нам?”, — говорит вице-президент HR-подразделения Gartner Дион Лав. — Директора по кадрам просто обязаны начинать разговор с этого, ведь они должны понимать, к чему может привести длительная нехватка квалифицированных кадров на организационном уровне».

Набирать по навыкам непросто: непонятно, по каким критериям оценивать потенциал соискателя. «Работодатели спрашивают нас: “Как можно протестировать любопытство? А способность учиться и применять знания в меняющихся условиях?”, — рассказывает вице-президент кадровой практики Gartner Лорен Смит. — Они прочесывают резюме кандидатов в поисках таких индикаторов, как работа на разных специальностях или не узкопрофессиональный, а применимый в разных отраслях опыт. Вопрос “У этого человека есть нужные дипломы?” больше не поднимается».

Когда HR-менеджеры начнут придавать меньше значения степеням и званиям, сертификатам и опыту официальной работы, они естественным образом перестанут ограничивать себя и искать сотрудников лишь в известных местах — и это второе направление перестройки. Рекрутерам нужно нацеливаться на «общий рынок навыков»: искать в организации действующих сотрудников со смежными навыками, рассматривать кандидатов-самоучек и — особенно в условиях вездесущей удаленки — людей из других городов и стран. Рекрутинг за пределами дорогостоящих «кластеров талантов» поможет сократить расходы. А еще в нетрадиционных местах обычно больше женщин и людей с неевропейской внешностью, чем на всем известных «полянах» рекрутинга — и благодаря этому можно сделать штат сотрудников более разнообразным.

Придумайте что-то получше пинг-понга и бесплатных снеков. Компаниям чрезвычайно важно понять, как они выглядят в глазах соискателей, и при необходимости найти способ улучшить представление о себе. Будущие сотрудники внимательно изучают работодателей: как они реагируют на пандемию и как они помогли (или не помогли) своим сотрудникам сбалансировать работу и личную жизнь. Исследователи провели опрос среди 2800 соискателей: 65% из них сообщили, что передумали подавать на какую-либо вакансию из-за того, что некоторые аспекты работы или всей компании вызвали у них отторжение. «Люди стали внимательнее изучать компании и требовать большей самостоятельности… что затрудняет рекрутерам возможность опираться на традиционные методы стимулирования», — пишут исследователи.

Думая, что предложить перспективному кандидату, организации нужно присмотреться к опыту производителей потребительских товаров. «Фирмы должны понимать, чего от них ждут соискатели», и в соответствии с этим формировать позицию «так же, как они подстраивают свои продукты под клиентов», — говорит Лав. В некоторых ведущих компаниях отделы персонала проводят фокус-группы, на которых оценивают ожидания соискателей, сравнивают свои предложения с конкурентами и прочесывают социальные сети и сайты (к примеру, Glassdoor) с отзывами о работодателях, чтобы понять, как компания выглядит в глазах нынешних, бывших и потенциальных сотрудников.

Пандемия подталкивает к переосмыслению способов ведения бизнеса — и тем самым помогает реформировать устаревшие методы рекрутинга. «Общаясь с клиентами, я обнаружила, что пандемия открыла им глаза, — говорит Лав. — Мир трансформировался, и сейчас эти изменения стали гораздо заметнее».

Об исследовании: «Advancing Recruiting’s Value Through Uncertain Times: Shaping the Workforce», Gartner (аналитический доклад)

НА ПРАКТИКЕ | «МЫ ВИДИМ, КАК ЦЕННЫЕ КАДРЫ ПОЯВЛЯЮТСЯ В НЕОЖИДАННЫХ МЕСТАХ»

Глава международного отдела по подбору персонала компании Philips, гиганта в области медицинского оборудования, Синтия Буркхардт руководит наймом примерно на 15 тыс. позиций в год. Она рассказала HBR о том, как компания меняет методы рекрутинга во время пандемии COVID-19. Ниже — отредактированные фрагменты из интервью.

Как пандемия изменила рынок ценных кадров?

Какое-то время назад мы стали замечать, что навыки рассредоточиваются за пределами техкластеров, а COVID-19 усилил этот тренд. Во время локдауна люди принялись за онлайн-обучение, и теперь мы видим, как ценные кадры появляются в неожиданных местах. Приведу такой пример: одна шеф-повар, чей ресторан пришлось закрыть, самостоятельно научилась программировать на языке Python.

Как это поменяло ваш подход к рекрутингу?

Наш подход различается для менеджеров и руководителей. С последними мы пытаемся говорить на одном языке и фокусироваться на балансе качества и экономии затрат. Мы создали инструмент, который объединяет кадровые, финансовые и демографические данные с информацией о рынке труда. Руководители могут использовать его, чтобы строить разные сценарии, касающиеся персонала. Что произойдет, если я найму 80 системных архитекторов в Бангалоре, а не в Эйндховене, где находится штаб-квартира компании? А если я найму контрактников, а не штатников? Или больше недавних выпускников, а не опытных профессионалов? Эти данные помогают тестировать наши гипотезы о том, какие типы сотрудников нам нужны и где их лучше искать. И в результате наш персонал теперь не такой однородный. Мы расширяем географию найма и повышаем разнообразие.

А на уровне менеджеров?

Нам повезло: в Philips относительно низкая текучка. Но из-за этого наши менеджеры не всегда в курсе изменений на рынке ценных специалистов. Мы стремимся показать им, что современная практика подбора персонала по навыкам может быть выгоднее подбора по резюме. Мы хотим, чтобы они мыслили стратегически, а не просто искали замену с такой же квалификацией, как у предшественника. Мы говорим: «Давайте не будем исходить из названия должности. Лучше обсудим ее предназначение и необходимые навыки».

Для помощи в оценке кандидата мы обращаемся к его потенциальным коллегам. У нас есть программа под названием Bar Raisers («Поднятие планки»). Вот один пример. Если у менеджера недостает технических знаний, которые бы позволили ему оценить некоторых кандидатов, он обращается к разработчикам ПО — и те тестируют кандидатов и дают обратную связь. При этом разработчики быстро научились высматривать лучших специалистов.

Что отличает ваши методы найма в период, когда на рынке правят кандидаты?

Приходится быть напористыми, особенно с вакансиями, которые трудно закрыть. Также нужно приноравливать процесс рекрутинга и коммуникации к позиции: инженеру и директору по продажам важны разные вещи. Мы вооружаем рекрутеров памятками о компаниях, в которых обычно ищем специалистов. В этих памятках информация все время обновляется — мы изучаем пресс-релизы, сайты Glassdoor и LinkedIn, котировки акций и т. д. и выделяем области, в которых мы являемся более привлекательным работодателем.

Покажу на примере. Программисты любят трудиться над разными значимыми проектами — и потому Philips построила научно-инновационный центр по разработке ПО, где производит ротацию разработчиков по разным направлениям бизнеса. Это отличает нас от конкурентов, и кандидатам это нравится. Очень важно говорить соискателям о предназначении компании. Когда началась пандемия, нас вдохновляла работа по производству аппаратов ИВЛ и истории наших сотрудников. Мы чувствуем, что предназначение нашей компании — улучшать жизнь человека — дает нам преимущество в привлечении ценных специалистов.