Перемены продолжаются: чего ждать сотрудникам и работодателям в 2021 году
Брайан КроппБудет справедливо сказать, что 2020 год пошатнул основы многих организаций и бизнес-моделей, изменил приоритеты и планы и заставил руководителей компаний искать курс в быстро меняющихся условиях. Многим организациям пришлось, кроме того, иметь дело с вопросами социальной справедливости, переводить штат на удаленку, искать способы поддержки сотрудников и теперь еще — разбираться с правовыми аспектами, связанными с использованием вакцин от COVID-19.
Хотелось бы надеяться, что 2021 год будет годом стабильности и позволит вернуться к нормальному порядку вещей, но, скорее всего, нас снова ждет немало серьезных перемен. Много говорилось о том, что теперь количество сотрудников, работающих по меньшей мере частично на удаленке, будет расти. Но можно выделить еще девять дополнительных факторов, которые будут определять тенденции в бизнесе в 2021 году.
1. Вместо управления опытом сотрудников (employee experience) работодатели переключат внимание на управление качеством их жизни в целом. В период пандемии руководители компаний стали лучше представлять себе жизненные обстоятельства сотрудников, ведь в прошлом году многим из них было особенно непросто находить баланс между личными и профессиональными задачами.
Стало ясно, что, оказывая поддержку сотрудникам с учетом их обстоятельств, работодатели могут не только улучшить качество их жизни, но и помочь им добиваться более высоких результатов в работе. По данным проведенного Gartner опроса работников ReimagineHR за 2020 год, в компаниях, которые заботятся об общем благополучии сотрудников, на 23% увеличивается количество тех, кто отмечает улучшение психологического самочувствия, и на 17% — тех, кто чувствует себя лучше физически. Есть и прямая выгода для самих работодателей: высокоэффективных сотрудников у них на 21% больше, чем в других организациях, не уделяющих внимания этим вопросам.
Вот почему в 2021 году в базовый социальный пакет работодателей будет непременно входить поддержка психологического благополучия и финансовой стабильности сотрудников или даже нормального режима сна и тому подобного, что, как мы считали бы ранее, совершенно не относится к заботам компании.
2. Все больше компаний будут занимать определенные позиции по общественным и политическим вопросам. Сотрудникам все более важно работать в организациях, ценности которых они разделяют. Это уже не новая тенденция. И в 2020 году она усилилась: по данным исследования Gartner, 74% сотрудников ожидают, что их работодатели будут активнее участвовать в актуальной культурной повестке. Уверен, что для привлечения и удержания лучших кадров CEO придется откликнуться на этот запрос.
Тем не менее одних только заявлений по актуальным проблемам уже недостаточно: сотрудники рассчитывают на большее. И CEO, которые будут реально вкладывать ресурсы, будут вознаграждены ростом показателей вовлеченности среди своих подчиненных. Опрос Gartner показал, что в организациях, которые предпринимают какие-то усилия для решения социальных проблем, количество высокововленченных сотрудников повышается с 40% до 60%.
3. Гендерный разрыв в уровне оплаты труда будет расти с возвращением сотрудников в офисы. Многие организации уже перешли — или планируют в этом году перейти — на гибридную модель: сотрудники могут работать в офисе, дома или выбирать какие-то альтернативы (вроде кофейни, коворкинга и т. д.). Как говорят руководители служб по управлению персоналом, ссылаясь на данные опросов сотрудников, при таком гибридном сценарии мужчины с большей вероятностью предпочтут вернуться в офис, тогда как женщины, скорее всего, решат и дальше работать из дома.