Сохранить дистанцию: как и зачем мы навсегда перевели всех сотрудников на удаленку | Большие Идеи

? Управление персоналом

Сохранить дистанцию: как и зачем мы навсегда перевели всех сотрудников
на удаленку

CEO сервиса Aviasales Макс Крайнов о внедрении режима работы Remote First

Автор: Макс Крайнов

Сохранить дистанцию: как и зачем мы навсегда перевели всех сотрудников на удаленку
Euan Cameron / Unsplash

читайте также

Краткая история способов конкуренции

Кен Фаваро

Как измерить цифровую экономику

Авинаш Коллис,  Эрик Бриньолфссон

Защитите свой фирменный стиль от копирования

Джелб Бетси,  Кришнамурти Парта

Привлекайте студентов

Лоранж Питер,  Харрисон Сигвальд

Два месяца назад мы объявили, что полностью перешли на удаленку. Теперь, набирая новых сотрудников, мы отдаем себе отчет, что можем никогда не встретиться с ними в офлайне. Это сложно, но мы готовы. Потому что сегодня привязка к конкретному месту — рудимент.

Трудности перехода

Сегодня мы можем обеспечить еще более гибкие условия при найме. Перед нашими сотрудниками не стоит выбор: путешествия или работа; родной город или карьера. Это действительно важно и подтверждается исследованиями. Опрос Deloitte показал, например, что большинство респондентов — семь из десяти миллениалов и примерно две трети зумеров — хотели бы после пандемии работать из дома. По их мнению, это избавит от стресса. Так что переход части бизнеса на удаленку кажется абсолютно логичным.

Однако сложности тоже есть. Во-первых, скорость адаптации при дистанционной работе ниже, чем обычно. В нашей компании это касается не только разработчиков, тестировщиков и службы поддержки. Речь вообще обо всех сотрудниках, включая руководителей. В обычных условиях новоиспеченному менеджеру требуется пара месяцев, чтобы вникнуть в дела и перестать делать глупые ошибки. На удаленке этот процесс, по нашим наблюдениям, занимает вдвое больше времени. Наша задача — сократить период адаптации хотя бы до комфортных двух-трех месяцев. В этом нам помогают инструменты и сервисы, о которых я расскажу ниже.

Вторая трудность — отсутствие личного общения и обмена опытом. Я часто говорю, что лучшее в жизни происходит случайно. Именно в личных разговорах за чашкой кофе рождаются самые неожиданные и яркие идеи, а мозговые штурмы в переговорках позволяют довести эти идеи до ума. Такое, к сожалению, сложно заменить Zoom-совещаниями по расписанию.

Наконец, при дистанционной работе куда сложнее отследить уровень выгорания сотрудников и поддерживать корпоративный дух. 

Бот в помощь

Мы имели опыт работы с удаленкой до локдауна — из 300 сотрудников около 40 всегда были вне офиса. Я и сам восемь лет руководил компанией из Сиднея, в то время как большая часть команды находилась в Таиланде и России. Поэтому мы уже давно начали использовать разные инструменты и сервисы для управления процессами. Во время локдауна нам пришлось их прокачать и дополнить новыми. Это помогло поддержать командный дух во время самоизоляции, справиться с выгоранием и не просесть по показателям. Так мы поняли, что пора переходить на режим работы Remote First.

Что мы используем исключительно по работе:

Officevibe — бот, который помогает HR-команде отслеживать атмосферу в компании и быстро реагировать в случае чего. Бот еженедельно задает каждому сотруднику вопросы про его отношения с менеджером и командой, настроение, уровень баланса между работой и личной жизнью. Все ответы анонимно приходят руководителю и HR, и это позволяет отслеживать градус настроения в команде. 

Allhands — ежемесячный командный созвон. Топ-менеджеры рассказывают о цифрах, планах, успехах и неприятностях, отвечают на вопросы — их можно задать заранее анонимно или при всех прямо во время Allhands. Отличительная черта нашей компании — открытость и честность, которые помогают построить доверительные отношения внутри команды. Мы не игнорируем ни одного вопроса и прямо говорим: сколько зарабатываем, какие решения принимаем и почему.

Confluence — база знаний, где хранятся все наши самые важные документы. То есть вообще всё. Начиная от инструкции, как компенсировать затраты на спорт или занятия английским, заканчивая проектной документацией. Это здорово помогает систематизировать все процессы, когда сотрудники на удаленке: зашел, прочитал, нашел все ответы. 

Demo — еженедельная онлайн-трансляция. На Demo разные команды рассказывают о своих достижениях и обмениваются мнениями.

Confluence отлично помогает ускорить адаптацию сотрудников, а Demo — видеть прогресс, знать кто и что делает, синхронизироваться и видеть друг друга, хоть и по видеосвязи.

Чтобы наладить общение и поддержать командный дух, мы подключили:

Donut — бот, который зовет на кофе-брейк, выбирая коллег в случайном порядке.

Zoom-бары — пятничные встречи в Zoom с приглашенными спикерами.

Каналы в Slack — у нас есть книжный клуб и сообщество биохакеров, есть место для любителей авиации, собаководов и просто тех, кто хочет выговориться. В общем, Slack для нас не только рабочее пространство.

Первые итоги

Опросы сотрудников показали, что за последние полгода у нас заметно улучшился уровень баланса между жизнью и работой. Скорее всего, у людей появилось больше времени на себя — не нужно тратить время на дорогу в офис. Также выросли показатели счастья и признания заслуг сотрудников. Но тут дело не только и не столько в переходе на удаленку: мы как компания стали больше вкладываться во внутренние коммуникации. Начали говорить о проблемах выгорания, учить коллег мониторить свое состояние, добавили в компенсационный пакет оплату психотерапии.

С переходом на удаленку многие смогли переехать на зиму в место, о котором давно мечтали. Теперь сотрудники выходят в рабочий Zoom из Рио-де-Жанейро и Стамбула, из Сочи и Еревана. Для кого-то, наоборот, возможность оставаться в родном городе стала большим плюсом. Теперь нам проще привлекать новых людей.

Правила будущего времени

Сейчас у нас полностью действует режим Remote First. Полет нормальный, но повторюсь: личное общение важно и для людей, и для идей. Инновации — это не столько структурированный анализ, сколько способность видеть свои мысли через призму восприятия другого человека. Так что я вполне допускаю, что в какой-то момент мы придем к гибридному графику, когда сотрудник проводит пару дней в офисе, а остальное время работает из дома.

Нас ждет много интересного, но будет сложно. Возможны и ошибки, и падение показателей в определенных областях. Тут у нас уже есть опыт: мы ушли на удаленку в начале марта 2020 года, какое-то время наблюдали некоторые различия в производительности, но в итоге преодолели усталость от работы вне офиса. Уверен, наша культура достаточно сильна, чтобы преодолеть и другие сложности, построить сильную команду даже с теми, кого мы никогда не увидим. Пусть это звучит немного грустно, но что поделать, таков новый мир.

Об авторе. Макс Крайнов — CEO сервиса Aviasales.