Пять трендов, о которых важно знать работодателю во время и после пандемии
Бекки Франкевич , Томас Чаморро-ПремузикМощная цифровая трансформация последних десятилетий заставила организации полностью сменить методы работы и управления специалистами. От надежных платформ для конференцсвязи и ПО для совместной работы в онлайне до всепроникающей коннективности «в облаке» и решений на основе Big Data, которые человеческий и искусственный интеллект принимают вместе, — условный офисный сотрудник 1950-х наверняка поразился бы нынешнему рабочему ландшафту и ощутил себя в нем, как в каком-нибудь из эпизодов сериала «Черное зеркало».
И все же именно пандемия по-настоящему ускорила этот тренд и кардинально перекроила ежедневную работу большинства людей — технологии вышли на первый план и, возможно, навсегда изменили то, как мы видим свою работу и карьеру. Для тех, кто может работать из дома, кризис означал беспрецедентно гибкий график и лучший баланс между семьей и работой — многие уже давно к этому стремились.
Технологии позволяют нам быть на связи — эмоциональной и дружеской — даже во времена изоляции, а кризис стал решающим катализатором изменений. В начале пандемии люди в буквальном смысле покинули офисы, и сейчас мы начинаем понимать, что многие из них вряд ли туда вернутся. Тот факт, что сотрудники компаний по всему миру сумели сохранить продуктивность даже в условиях карантина, безусловно, будет считаться одним из самых ярких подтверждений способности человека адаптироваться.
Специалисты Hymanyze — ИТ-компании, специализирующейся на анализе социальных трендов и возглавляемой выпускником MIT Беном Уэбером, который ввел в оборот широко сейчас используемый термин «кадровая аналитика», на основе анонимных «больших данных», собранных в электронной почте, чатах и корпоративных календарях, — обнаружили, что при удаленке люди тратят на работу на 10—20% больше времени, чем в офисе. При этом снижается уровень стресса и негативных эмоций, а уровень комфорта, уверенности в себе повышается. Общение между теми, кто работает над одним проектом, выросло на целые 40%. В первые дни пандемии Microsoft сообщила об увеличении количества виртуальных встреч на 200% (по данным клиентов сервиса Microsoft Teams) до в общей сложности 2,7 млрд встреч в день. Несмотря на то, что виртуальные команды и удаленная работа были распространены и до COVID-19, вполне вероятно, что качество сотрудничества значительно повысится, когда все сотрудники будут работать из дома. Такие компании, как Twitter и Square, уже заявили, что их сотрудники могут не выходить в офис и всегда работать из дома, а первые результаты свидетельствуют: люди гораздо активнее сотрудничают между собой по рабочим вопросам, чем до пандемии.
Неудивительно, что многие не хотят возвращаться в офис на полный день, особенно если поход туда носит чисто символический и декоративный характер. Как показывает недавно опубликованный глобальный анализ ManpowerGroup, 8 из 10 сотрудников хотят больше работать удаленно, чтобы достичь баланса работы и личной жизни. Безусловно, разговоры о преимуществах гибкой, гибридной и подвижной работы ведутся уже давно, но пандемия знаменует собой официальный переход к «эпохе цифровых кочевников» и персонифицированного рабочего режима. Этот переход отмечен пятью основными трендами (и возможностями), на которые важно обратить внимание.
1. Технологии углубляют человеческие связи. При обсуждении новых технологий — скажем, искусственного интеллекта — люди часто рисуют мрачную, бесчеловечную картину. Например, в своей книге «Sapiens. Краткая история человечества» Юваль Ной Харари предупредил о появлении «бесполезного класса» людей. Тревожный звон вокруг автоматизации тоже сильно преувеличен. На сегодняшний день мы видим, что люди, применяющие искусственный интеллект, почти всегда показывают лучшие результаты, чем те, кто работает без него, как, впрочем, и ИИ без людей. Кризис ускорил тренд на использование технологий, что позволило отделить работу от конкретного места, однако этот сдвиг начался задолго до пандемии, поскольку к тому моменту значительная часть организаций — больших, средних и малых — уже инвестировала в такие инструменты онлайн-коммуникации, как Zoom и Teams. Глобальный рынок программного обеспечения для совместной работы вырос до $45 млрд, а стоимость акций Zoom выросла на 300% с начала пандемии.
Технологии быстро становятся более человечными. С ними мы не только трудимся, но и управляем бизнесом, навещаем членов семьи, присутствуем на свадьбах и обучаем детей. Все это делает виртуальный мир более гуманным и создает глубокие цифровые взаимосвязи, основанные на реальных связях между людьми. Кризис превратил ПО для совместной работы в «ПО для совместной жизни»: специалисты Microsoft сообщили о 10-процентном увеличении количества встреч (включая «пижамный день» и «день знакомства с питомцем») за последние несколько месяцев. Все это позволяет нам сосуществовать «в одном пространстве и в едином времени», в то время как физическое место нахождения каждый определяет сам для себя.
2. Формирование культуры вне офиса. В прошлом году, когда никто в мире не мог даже представить, чем все обернется, мы опубликовали исследование «Чего хотят сотрудники», и генеральный директор одной компании из списка Fortune 500 спросил нас: «Как можно создать общую культуру, если вы не сидите все вместе?» Мы ответили, что культура — не в стенах, она внутри людей, и поэтому нужно формировать культуру именно через людей, где бы они ни сидели. Мы видели, что он настроен скептически, и все же пандемия доказала, что мы можем и должны создавать культуру в гостиных и домашних кабинетах по всей стране. Сотрудники компаний давно об этом знали. Именно поэтому люди, пользующиеся одними и теми же ИИ-инструментами, при переходе из одной компании в другую воспринимают работу совершенно по-разному. По сути культура — это «то, как мы здесь живем». Это сумма стандартных паттернов поведения, предпочтений, ценностей и решений, которые делают каждую организацию уникальной средой обитания независимо от того, ходят люди в офис или нет.