Возраст успеха: как старшее поколение может помочь бизнесу | Большие Идеи

? Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Возраст успеха: как старшее поколение может
помочь бизнесу

Почему разновозрастный коллектив успешнее команды ровесников

Авторы: Джош Берсин , Томас Чаморро-Премузик

Возраст успеха: как старшее поколение может помочь бизнесу
MIGUEL NAVARRO/GETTY IMAGES

читайте также

Философия стиля от непрофессионала

Ирина Хакамада

Рекламщикам не нужно быть более креативными

Майкл Шрейдж

Развод карьере не помеха

Джоди Гликман,  Элиша Бассук

Сила разума против депрессии

Марина Птушкина

Мы много говорим о гендерных, расовых и культурных предрассудках в профессиональной деятельности, и каждая из этих тем важна по многим причинам. Но, возможно, одно из самых серьезных и спорных предубеждений связано с возрастом: мы часто оцениваем людей по возрасту, и в последнее время эта проблема приобретает все больший масштаб.

Несколько лет назад в рамках исследования для компании Deloitte мы задали один и тот же вопрос представителям более 10 тыс. организаций: «В вашей компании возраст считается конкурентным преимуществом или наоборот?». Ответ, вероятно, вас не удивит. Более двух третей компаний считают пожилой возраст сотрудников конкурентным недостатком. К тому же выводу пришли и представители Американской ассоциации пенсионеров: две трети людей в возрасте от 45 до 74 лет сталкивались с возрастной дискриминацией.

Другими словами, если вы старше, на фоне более молодых коллег вас могут считать менее способным и в меньшей степени готовым адаптироваться, браться за поставленные задачи и пробовать что-то новое.

В последнее время об этом часто пишут, потому что средний возраст работников быстро растет. По прогнозам, в следующем году людей в возрасте от 60 лет станет больше, чем детей в возрасте до пяти лет, а к 2025 году 25% всех работников в США и Великобритании будут старше 55 лет. На самом деле, именно эта группа работающего населения растет быстрее всего практически во всех странах мира. В США с 2018 года число вакансий превышает число соискателей. В значительной степени это результат того, что представители поколения бэби-бумеров уходят на пенсию раньше, чем им на смену приходят миллениалы.

Почему это происходит?

Мы видим два четких демографических тренда. Во-первых, и это, конечно, повод для радости, люди живут дольше. Средняя продолжительность жизни увеличивается на три месяца каждый год. В США в начале ХХ века вероятная продолжительность жизни составляла 47 лет. Сегодня это 79 лет, а к концу века этот показатель должен достичь 100 лет.

Во-вторых, молодые поколения рожают меньше детей. Показатели рождаемости снижаются во всех промышленно развитых странах. В США, Великобритании, Германии, Японии и других странах средний показатель рождаемости составляет 1,7—1,9 ребенка на семью, что явно недостаточно для замещения работающих взрослых. Это означает, что единственный путь роста для этих экономик — повышение рождаемости (чего не происходит) или приток иммигрантов (на этой теме строят свою карьеру большинство политиков популистского и националистического толка).

Как решить эту проблему?

Мы считаем, что компании должны возвращать пожилых сотрудников на работу и давать им серьезные, важные задачи. Пенсионная индустрия активно поддерживает миф о том, что люди старше 65 лет не должны работать. Миллиарды долларов тратятся на то, чтобы убедить нас, будто «золотые годы» — это путешествия, гольф и отдых у бассейна, хотя в реальности исследования показывают, что люди, которые перестают работать и выходят на пенсию, чаще страдают от депрессии, болезней сердца и общего недомогания из-за отсутствия цели в жизни.

Многие, особенно те, кто работал долго и продуктивно, работать любят. Как справедливо сказал Стивен Хокинг: «Работа дает нам смысл и цель, без нее жизнь пуста». Работа дает возможность приносить пользу другим и обществу, она дарит круг единомышленников и позволяет реализовать интеллектуальную и физическую энергию. Так зачем уходить на пенсию, если мы так любим работать?

Огромное количество людей, разменявших седьмой или восьмой десяток, активно заняты своей карьерой и не собираются на пенсию. В 89 лет Уоррен Баффетт до сих пор считается одним из величайших финансистов. Чарли Мангеру, его правой руке, и вовсе 95 лет. 61-летняя Мадонна остается бесспорной королевой поп-музыки. Джейн Фонда в свои 81 активнее прежнего продолжает актерскую и общественную деятельность. Кроме того, самую важную работу в США выполняют люди, которых в большинстве офисов сочли бы «слишком старыми». Лишь два президента на момент окончания президентского срока были моложе 50 лет (одним из них был Джон Кеннеди). Остальные 43 президента были от 50 и старше, а 22 из них — 60 лет и старше.

Все это говорит о том, что с возрастом действительно приходит мудрость, и исследования это подтверждают. Вопреки распространенному мнению, более опытные пожилые люди — более успешные предприниматели. Люди старше 40 лет в три раза чаще создают успешные компании благодаря тому, что руководствуются терпением и желанием сотрудничать, а не потребностью «показать себя», как это часто бывает в юности.

Что зрелые сотрудники могут дать своим компаниям?

Наши системы карьерного роста, оплаты труда, найма и оценки производительности работают против пожилых людей. Во многих компаниях считается, что старшему поколению «переплачивают» и его представителей можно «заменить более молодыми сотрудниками», которые будут справляться с работой ничуть не хуже. Марк Цукерберг и многие другие публично заявляют, что «молодежь умнее». СМИ и издательская индустрия прославляют молодость.

Научные данные по этому вопросу свидетельствуют о другом. Сами по себе когнитивные способности большинства людей действительно снижаются после 30 лет, однако уровень знаний и опыта — главный залог продуктивной работы — растет и после 80 лет. Есть много доказательств и тому, что драйв и любопытство помогают приобретать новые навыки даже в пожилом возрасте. С точки зрения изучения нового, возрастных ограничений просто не существует, и чем более интеллектуально вовлеченными останутся люди в зрелом возрасте, тем больший вклад они смогут внести на рынке труда.

Помимо прямой пользы и компетентности, которые дают компании зрелые сотрудники, есть еще соображения когнитивного разнообразия. Мало кто смог создать нечто по-настоящему ценное, работая в одиночку. Подавляющее большинство наших достижений в науке, бизнесе, искусстве или спорте являются результатом совместных усилий людей, работающих как единый организм. Лучший способ повысить эффективность команды — увеличить когнитивное разнообразие, что произойдет гораздо быстрее, если вы пригласите к совместной работе людей разного возраста (и с разным опытом).

Что компании могут предпринять?

Чтобы действительно преодолеть возрастную дискриминацию и исключить ущерб, который она может нанести мировой экономике, компании должны действовать. Вот что мы предлагаем:

  • Назначайте пожилых людей на позиции, где они смогут привнести в работу свой опыт и знания. Это не обязательно подразумевает все более и более высокий уровень зарплаты (так вы избежите соблазна заменить их «более дешевой» молодежью).

  • Улучшайте условия работы. Создавайте более удобные рабочие места, где будет больше источников света, используйте более крупные шрифты и прочее, чтобы обеспечить потребности сотрудников всех возрастов.

  • Оплачивайте труд исходя из качества выполняемой работы и ее уровня, а не из трудового стажа. Стаж не самое подходящее мерило для оплаты, если он не напрямую влияет на опыт и навыки, которые приносят пользу компании. Более чем нормально, если зрелый сотрудник, будучи новичком, зарабатывает меньше своих молодых коллег. На самом деле, это справедливо.

  • Включите возрастной принцип в свою программу многообразия и инклюзивности. Одно из исследований, проведенных нами в Deloitte, показало, что в разновозрастных командах выше уровень психологической безопасности и они более склонны к инновациям, чем коллективы ровесников. Возраст приносит в команду чувство надежности и мудрости, так воспользуйтесь им себе во благо.

  • Назначайте зрелых сотрудников на роль управленцев, руководителей и наставников. Эти позиции позволят им эффективно использовать свой многолетний опыт и трудовой стаж. Все на каком-то этапе достигают своего максимума по «принципу Питера», но это не отменяет другие возможности роста — не только по вертикали.

  • Нанимайте пожилых людей. Предлагайте им вернуться на работу после выхода на пенсию и рассказывайте истории успеха их ровесников, работающих у вас в компании. Такие организации, как Boeing, Bank of America, Walgreens, GM и другие, теперь приглашают работников вернуться в компанию через специальные программы, разработанные для зрелых людей, так называемые программы возвращения («returnships»).

  • Тренируйте и обучайте рекрутеров не дискриминировать людей по возрасту. Это включает в себя устранение скрытых предрассудков, которые выливаются в противозаконные действия. Если пожилой работник узнает, что его не принимают без всякой объективной причины, он может и станет судиться с вашей компанией.

  • Учите молодых руководителей обратному наставничеству. Покажите им, как они могут помочь пожилым людям, и помогите понять, как управлять зрелыми сотрудниками, у которых, в свою очередь, тоже есть определенные предрассудки.

По мере старения мировой экономики эйджизм становится все более серьезной проблемой. Включите термины «долголетие» и «возраст» в свои стратегии по развитию благополучия, многообразия и инклюзивности и рекрутинга. Помните, что у многих людей, независимо от возраста, недостаточно денег, чтобы спокойно выйти на пенсию. В США выход на пенсию в возрасте 65 лет обходится в 1 млн долларов. Однако у 21% американцев вообще нет сбережений, а у 10% предел накоплений составляет 5 тыс. долларов. Все это говорит о том, что работать хотят люди всех возрастов. Если вы сможете создать инклюзивную и справедливую среду и возможности значимой работы не только для молодого, но и для старшего поколения, ваша компания со временем станет более инновационной, прибыльной и привлекательной для работников, более того, вы принесете пользу всему обществу.

Об авторах

Джош Берсин (Josh Bersin) — основатель консалтинговой компании Bersin by Deloitte и исследовательской Академии Джоша Берсина, специализирующейся на развитии специалистов из сферы HR и бизнеса. Берсин — спикер и эксперт с мировым именем в области управления персоналом.

Томас Чаморро-Премузик (Tomas Chamorro-Premuzic) — главный специалист по кадрам в ManpowerGroup, профессор бизнес-психологии в Университетском колледже Лондона и Колумбийском университете, а также член Гарвардской лаборатории по предпринимательству и финансам. Автор книги Why Do So Many Incompetent Men Become Leaders? (And How to Fix It).