Что не так с офисными «плюшками»
Шарлотта ЛиберманИдея проявлять заботу о здоровье работников не нова, но она не всегда была отраслью стоимостью $8 млрд, в которой оплаченные работодателем абонементы на фитнес, уроки медитации и программы питания стали нормой. В 1864 году был принят Закон об охране труда при проведении горных работ в Пенсильвании, который в целях предотвращения болезни «черных легких», гарантировал работникам горнодобывающей промышленности штата минимальное проветривание шахт и ознаменовал тем самым появление в США законодательства об охране труда. Несколько лет спустя власти штата Массачусетс начали воплощать более инициативный план по обеспечению охраны труда, и он стал первым штатом, где была введена программа заводской инспекции. К 1891 году активизировалось и федеральное правительство, установив минимальные требования к вентиляции на шахтах по всей стране и запретив горнодобывающим компаниям нанимать детей младше 12 лет.
С тех пор, особенно в последние 50 лет, полемика о благополучии на рабочем месте стала обширнее, а экономика перешла от промышленной к цифровой. Сегодня гораздо меньше профессий представляют ежедневную угрозу для физического здоровья и безопасности работников, но хронический стресс — это опасность, которая подстерегает каждого из нас. Все больше работодателей обращают внимание на важность эмоционального благополучия сотрудников, ведь проблемы психического здоровья являются основной причиной нетрудоспособности и болезней. А недавние исследования показывают, что психологическая атмосфера на рабочем месте служит основным препятствием на пути к хорошему самочувствию. Игнорирование этих проблем дорого обходится бизнесу. Ежегодно в США каждый пятый трудоспособный человек сталкивается с проблемами психологического характера, что обходится компаниям в 200 млн потерянных рабочих дней и $200 млрд убытков.
В результате многие американские работодатели уже не просто предлагают медицинскую страховку и соблюдают правила техники безопасности: они ищут способы создания благоприятных условий, основанных на идее «психологической безопасности» и повышения благополучия сотрудников с помощью соблазнительных привилегий, часто называемых «велнес-программами». (Сразу вспоминаются красочные игровые зоны, тематические конференц-залы и грамотно выложенные закуски в глобальных офисах Google.)
По этой причине велнес-индустрия приготовилась к изменениям. Многие бренды распространенных велнес-программ и услуг изменили свои бизнес-модели, превратившись из брендов, ориентированных на непосредственного потребителя, в гигантов корпоративных бонусов. Headspace for Work «оптом» продает компаниям по всему миру подписки на свое популярное приложение для медитации, привлекая работодателей простым, но важным обещанием: «Счастливее люди — здоровее бизнес». Представители компании FitBit Health Solutions еще более прямолинейно заявляют: «Бизнес-лидеры осознают бремя растущих расходов на здравоохранение для своих компаний и своих сотрудников». Затем они сообщают «хорошие новости» в форме рекламного предложения: «Инвестиции в корпоративную велнес-программу… — это хороший бизнес».
И они не ошибаются. Мотивация работодателей от угольных шахт до конференц-залов проста: необходимо сделать так, чтобы работники оставались здоровыми, а расходы компании — низкими.
Но то, что эти программы могут положительно сказаться на результатах бизнеса, не означает, что их основная цель — улучшить повседневную жизнь сотрудников. Если потенциальный соискатель откроет сайт отзывов о работодателях Glassdoor, то ему в глаза бросятся россыпи пятизвездочных отзывов, в которых упоминаются такие бонусы, как бесплатные салаты из кейла и массаж на работе. Но сотрудниками такие привилегии могут восприниматься как негласная сделка. Я взял интервью у дизайнера и программиста Бена, который страдает биполярным расстройством. Он работает в компании, которая предлагает широкий спектр бонусов, таких как кулинарные мероприятия (в том числе приготовление свежих кукурузных лепешек) и еженедельная йога после обеда. «В обращениях компании подчеркивается, что эти мероприятия предлагаются, чтобы компенсировать рабочую нагрузку, но одновременно это косвенно усиливает идею, что стресс на работе — неотъемлемый побочный эффект вашего усердия и профессионализма. Получается, что такие бонусы часто становятся взятками, которые работодатель снисходительно предлагает, чтобы компенсировать высокие ожидания», — отмечает он.
Сегодня девять из десяти организаций по всему миру предлагают сотрудникам хотя бы один вид оздоровительных бонусов, а три из пяти выделили «бюджеты на велнес», которые, как ожидается, в ближайшие годы увеличатся на 7,8%. Но действительно ли все эти привилегии нужны нам для того, чтобы чувствовать себя здоровыми, увлеченными и нужными на работе? Руководствуются ли работодатели нашими интересами, или они в основном сосредоточены на получении конкурентного преимущества и на защите своей репутации (а в некоторых случаях и своей прибыли)?
Я не считаю, что йога в обеденное время и стеклянные баночки со смесью сухофруктов являются противоядием от глобальной эпидемии стресса и выгорания на рабочем месте. Несмотря на все внимание (и потраченные деньги), которое уделяется благополучной психологической атмосфере на рабочем месте, вопрос о полезности этих программ для нашего здоровья остается открытым. Недавнее исследование, в котором участвовало более 30 тысяч складских рабочих, показало, что те, кто воспользовался корпоративными велнес-программами, не сообщали о существенных различиях в количестве прогулов, расходов на лечение или производительности труда по сравнению с теми, кто этого не сделал, хотя они и отмечали некоторые позитивные изменения в отношении здоровья (например, утверждали, что стали регулярно заниматься спортом).
В ходе другого недавнего исследования выяснилось, что корпоративные привилегии находят больше отклика среди здоровых сотрудников, а тех, у кого есть настоящие проблемы с психическим или физическим здоровьем, такие программы могут и вовсе оттолкнуть. Обратите внимание, что 97% крупных американских компаний (более 5 тысяч) предлагают программы психологической поддержки (ПППС) тем сотрудникам, которые нуждаются в помощи психотерапевта. Учитывая растущую распространенность проблем психического здоровья в США, можно предположить, что сотрудники охотно используют программы ПППС. Тем не менее недавний отчет о тенденциях в сфере ПППС показывает, что на практике ими пользуются лишь 6,9% сотрудников.
Частично это связано с недостаточным уровнем информированности в отношении доступных ресурсов для охраны психического здоровья. Как консультант по маркетингу, который работал в различных оздоровительных и велнес-компаниях на потребительском и корпоративном рынках, в том числе в компании, занимающейся технологическим лечением расстройств поведения, я знаю с обеих сторон, что компаниям проще предоставлять привлекательные офисные «плюшки» (такие как «счастливые часы» и напиток из чайного гриба), чем связываться с коварным и бюрократическим миром здравоохранения в области психотерапии. Для людей с острыми проблемами психического здоровья непропорциональное внимание к оздоровлению может быть в лучшем случае неуместным, а в худшем усилить их страдания.
«Единственная работа, которая действительно улучшала мое самочувствие, подвела меня в самый критический момент», — сказала мне Лорен, бывший шеф-повар всемирно известного ретрит-центра. Центр предоставлял сотрудникам бесплатный доступ в тренажерный зал, скидки на спа-процедуры, частные консультации по питанию и блюда на любой вкус. Но взять больничный даже на один день по причине проблем с психическим здоровьем было невозможно. Когда страдающая биполярным расстройством Лорен была госпитализирована на три недели после того, что, по ее словам, было «нервным срывом», ее уволили за прогулы.