Спасти от шума: как технологии мешают и помогают работать | Большие Идеи

? Управление персоналом

Спасти от шума: как технологии мешают и
помогают работать

Что поможет повысить продуктивность в условиях технологического шума

Автор: Андрей Митюков

Спасти от шума: как технологии мешают и помогают работать
Oleg Laptev / Unsplash

читайте также

«Да», то есть «нет»: как отказаться от обещания, которое вы уже дали

Мелоди Уилдинг

История одной передачи власти

Дэниел Макгинн

Научитесь повадкам лидера

Робин Абрамсон,  Рэндалл Стутман,  Сюзанна Питерсон

Как понять, тратить или не тратить деньги на корпоративные тренинги

Рон Каруччи

Сегодня ведется много разговоров о том, как технологии помогают людям работать. Все больше компаний говорят «да» разнообразным решениям, которые позволяют освободить сотрудников от решения рутинных задач. Но у этой медали есть обратная сторона. Развитие технологий в то же время плохо сказывается на производительности труда.

Мы живем в условиях технологического шума. Постоянный доступ в интернет, наличие нескольких гаджетов, мессенджеров, аккаунтов в соцсетях и необходимость переключаться между ними рассеивают внимание, снижают его концентрацию, усиливают прокрастинацию и, как следствие, уменьшают продуктивность. Например, пользователи смартфонов (а, по данным Pew Research Center, в России это 59% взрослого населения) проверяют свои устройства более 150 раз в день! Результаты одного из опросов LinkedIn показали, что на бессмысленную цифровую коммуникацию сотрудники тратят один день в неделю.

При этом драгоценное время «съедает» не только болтовня и просмотр фотографий в соцсетях, но и рабочее общение. По данным Deloitte, компании сегодня имеют до семи каналов коммуникации, и 70% работодателей намерены увеличить это число.

Люди стремятся быть в тренде, в курсе событий, хотят успевать как можно больше, но в итоге попадают в ловушку: прокрастинация заставляет постоянно задерживаться на работе, а продуктивность при этом не растет, а продолжает падать. Часто это приводит к профессиональному выгоранию, которое еще сильнее снижает эффективность сотрудника.

Технологический шум мешает работать людям в России, США, Великобритании, Японии и многих других странах. Низкая продуктивность персонала — проблема мирового масштаба. Чтобы решить ее, HR-специалистам необходимо пересмотреть стратегии развития сотрудников, сместив акцент с вовлеченности на продуктивность.

Одна йога не поможет

Продуктивность имеет большое значение не только для бизнеса, но и для самих сотрудников. Специалисты, которые довольны проделанной работой, демонстрируют более высокий уровень счастья и вовлеченности, то есть повышение продуктивности положительно сказывается и на других важных HR-метриках.

В борьбе за продуктивность многие компании пытаются отделаться малой кровью. Один из трендов сегодня — внедрение в корпоративную жизнь занятий йогой, медитации и психологической поддержки сотрудников. Но без других средств йоге не решить основную проблему. Это не значит, что подобные программы не нужны. Уровень стресса у расслабленного и отдохнувшего сотрудника, безусловно, станет меньше. Однако, если после занятия йогой или психологического тренинга специалист возвращается на рабочее место, где его рвут на части уведомления из десятка мессенджеров, спокойствие и сосредоточенность быстро сойдут на нет.

Анализ поведенческих моделей сотрудников

Чтобы снизить негативное влияние технологического шума и повысить продуктивность, требуется системный подход. Понять, по какому пути двигаться, поможет people analytics — анализ данных о поведении сотрудников на рабочем месте. Современный уровень развития технологий позволяет получать самые разные данные о сотрудниках. Например, информацию о том, кто с кем и как взаимодействует, почему сотрудники выгорают, кто перерабатывает, а кто, напротив, недорабатывает.

При желании HR-служба даже может отслеживать настроение и пульс сотрудников. Вопреки расхожему мнению делается это не для тотального контроля, а для того чтобы, проанализировав показатели наиболее продуктивных специалистов, придумать, как помочь остальным повысить свою эффективность, основываясь на поведенческих моделях лидеров.

Решения в сфере people analytics — это не будущее, а уже настоящее рынка HRTech. Например, Workplace Analytics от Microsoft агрегирует метаданные из почты и календаря Office 365, предоставляя бизнесу информацию о том, как строится процесс взаимодействия в компании (сколько писем сотрудники отправляют, сколько встреч проводят в неделю и сколько времени на это тратят и т. д.). Аналитики могут выбрать, какие данные и в каких командах анализировать. Это дает возможность выявить модели взаимодействия наиболее эффективных подразделений и адаптировать их под остальные команды.

Еще одно решение Kickidler позволяет анализировать время, которое каждый сотрудник проводит за компьютером в течение рабочего дня, а также узнать, насколько эффективно он это делает. С его помощью, например, можно выявить ресурсы, на которые сотрудники отвлекаются чаще всего, и понять, в какое время наиболее продуктивен каждый специалист.

Российское решение Sever.AI, в свою очередь, помогает HR-специалистам оценивать психологическое состояние сотрудников. Голосовой чат-бот обзванивает их и интересуется, комфортно ли они себя чувствуют на рабочем месте, не испытывают ли недостатка в оборудовании, понятны ли им стоящие перед ними задачи и пути их решения.

Поскольку проблема очевидна всем, стремясь получить свой кусок пирога, на рынок HR-решений выходят ИТ-гиганты. Упомянутый уже Microsoft развивает платформу Teams, Facebook* — корпоративную соцсеть Workplace. Постепенно корпоративный мессенджер Slack обрастает новыми HR-функциями. Например, он уже умеет проводить семантический анализ сообщений сотрудников и выявлять эмоциональную тональность коммуникации.

Круг замкнулся. Технологии упрощают рабочие процессы, они же мешают нам работать, но при этом сами способны и нивелировать свое негативное воздействие. И это хорошая новость, ведь отказаться от использования цифровых технологий в современном мире невозможно, а значит уменьшить уровень технологического шума поможет только правильное их использование. ИТ-компании должны стать партнерами HR-специалистов, предлагая решения, способные повысить эффективность персонала без создания ненужных «помех в эфире». Это настоящий вызов для отрасли.

Об авторе. Андрей Митюков — генеральный директор компании TalentTech.

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена