Пять мифов о творческих людях | Большие Идеи

? Управление персоналом

Пять мифов о
творческих людях

Фрагмент из книги Тодда Генри «Укрощение тигров»

Пять мифов о творческих людях
Sticker Mule / Unsplash

читайте также

Выйти из оцепенения и начать действовать

Оксана Морсина

Секундомер для курильщика

Елена Горелова / «Ведомости»

Искусство первоклассной презентации: советы от экспертов HBR

Не надо быть креативным и проактивным

Елена Евграфова

От редакции. Почему креативными сотрудниками так непросто руководить? Действительно ли они хотят полной свободы? Какие стереотипы мешают управлять творческим коллективом? На эти вопросы в своей книге «Укрощение тигров. Как стать лидером творческой команды» отвечает Тодд Генри. Мы публикуем фрагмент из ее русского перевода, который выходит в издательстве «Манн, Иванов и Фербер».

Вы наверняка слышали фразы вроде «С ними очень трудно», «С ними нужно вести себя о-о-очень осторожно» или «Смотри не задень их самолюбие, ведь они такие обидчивые». И правда, некоторые представители творческой индустрии регулярно удобряют почву для прорастания подобных мифов. Не исключено, что и вы работаете в одном офисе с человеком, который ведет себя именно так. Но проблема в том, что мы склонны на основе поведения отдельных не вполне вменяемых людей делать далекоидущие выводы обо всей группе. Недостаток стереотипов, распространенных в рабочей среде, в том, что зачастую они отражают не корень проблемы, а лишь ее симптомы. Возможно, некоторые творческие люди кажутся трудными в общении, поскольку всякий раз ожидания от проекта, на котором они работают, меняются на полпути. И им приходится все начинать с начала, после того как они уже затратили массу усилий на разработку концепции. Может, дело не в трудном характере, а в том, что оттачиваемое годами мастерство подвергается сомнению человеком, который с ленцой смотрел на результат их труда меньше десяти секунд, прежде чем отправить готовое произведение на свалку? Зачастую неадекватное поведение и растущее нервное напряжение на работе — результат недостаточного внимания к насущным потребностям творческих людей. Если вы изучите проблемные ситуации постфактум и обдумаете поведение людей, то придете к выводу, что срывы нередко обусловлены невнимательностью или некомпетентностью руководителя.

В общении с руководителями творческих коллективов я часто сталкиваюсь с рядом заблуждений. Как и в любых других стереотипах, в них есть доля правды. Однако они представляют упрощенную картину реальности и создают препятствия на пути к здоровому общению и сотрудничеству. Более того, если вы верите в один из этих мифов, пусть и безотчетно, то ставите под угрозу свою способность поддержать команду там, где это необходимо.

Миф № 1: творческим людям нужна полная свобода. Я постоянно слышу этот тезис от руководителей, раньше работавших на менее «креативных» должностях. Укоренилось мнение, будто творческие люди стремятся стереть границы и действовать в условиях полной свободы. Объясняется это тем, что такие работники однажды воспротивились чересчур строгим ограничениям или отказались следовать курсу, с которым категорически не согласны. Но из этого не следует делать вывод об отношении всех творческих людей к руководству.

Им нужны ограничения. Они жаждут ограничений. Чистое поле — не лучшее место для творчества. Многим это покажется странным, но работники творческой сферы чаще всего жаловались мне на недостаточную предсказуемость условий работы (подробнее поговорим об этом ниже). Они осознают, что без четких границ не смогут сосредоточиться на том, что умеют лучше всего. Но если поставить творческих людей перед выбором: чрезмерные ограничения или полная свобода, они выберут свободу, хотя это и далеко не всегда в их интересах. И ваша задача как руководителя — найти золотую середину, необходимую для успешной совместной работы.

Миф № 2: творческим людям важна лишь «крутизна» идеи. Еще один непобедимый миф — будто творцов не волнует результат, им просто хочется работать над крутым и модным проектом, в котором есть где показать себя. Как правило, это неверно. Большинство творческих людей, с кем я общался, очень профессионально относятся к своей работе и ставят во главу угла результат. Они прекрасно понимают, что результат — это прибыль, а прибыль — это новые проекты (и вовремя внесенные ипотечные платежи). Но творческих людей расстраивают ситуации, когда нездоровый прагматизм губит возможности на корню. Выбор самого простого и очевидного варианта и немедленная его реализация? На первый взгляд эта схема эффективна. Но часто она приводит к тому, что в проекте не используются какие-то идеи и навыки, а у команды от лицезрения упущенных возможностей могут опуститься руки. Со временем такой подход, скорее всего, приведет к эмоциональному истощению и повышению ротации кадров; а ведь и то и другое влечет большие убытки для компании.

Миф № 3: у творческих людей слабо развиты аналитические способности и нет деловой жилки. Я неоднократно слышал на общих собраниях что-то вроде «Ваша единственная задача — сделать так, чтобы всё хорошо выглядело, а со стратегией я разберусь сам». Сформулирована эта фраза была, конечно, иначе, но суть передана верно. Правда в том, что у большинства таких сотрудников прекрасно отточены аналитические способности, ведь без них такая работа невозможна. Творческие люди часто применяют для решения своих задач неочевидные стратегии, рассматривая, например, разные грани проблемы одновременно. Следовательно, часто они способны понять то, что упускают из виду другие. Системное мышление, доступное творческим людям, может стать невероятно ценным для компании. Его непременно нужно использовать при обсуждении выбора стратегии. Как мы увидим в следующих главах, стимулирование подчиненных к участию в дискуссии также помогает укрепить их доверие к вам.

Миф № 4: творческие люди либо самовлюбленные, либо закомплексованные. Важно не путать действия с чертами характера. Многие творческие люди действительно встают в позу и начинают защищать свои интересы в ситуациях, когда в важный проект неожиданно вносятся изменения, или в ходе неприятного разговора. Некоторые уходят в себя и нуждаются в постоянной поддержке. Но не думайте, что и те и другие мечтали именно о таком развитии событий. Многие творческие люди выработали шаблонные реакции на нежелательные процессы в компании, и их действия всего лишь проявление инстинкта самосохранения. И не стоит проецировать эту ситуацию на всех. Я встречал в творческой среде и очень самовлюбленных индивидов, и тех, кому катастрофически не хватает уверенности в себе. Но куда чаще описанные выше проявления подсказывают руководителю, что подчиненных не все устраивает в рабочей среде.

Миф № 5: творческие люди непостоянны и капризны. Одно из самых частых заблуждений о творческих личностях — будто они резко меняют свою позицию по какому-то вопросу, как только видят что-то новое и оригинальное. Они будут отдавать все силы работе, но лишь когда проект им интересен, а как только любопытство ослабнет, станут филонить, пока не появится возможность переключиться на что-то более заманчивое. Парадокс в том, что большинство творческих людей очень преданны проектам, над которыми работают, но при неграмотном руководстве могут и будут отвлекаться. Здесь есть своя логика: они более восприимчивы к внешним стимулам и им проще переключаться с одного источника информации на другой; а следовательно, им легче сбиться с пути. Это не недостаток, это преимущество. Такие чуткость и способность видеть неявные закономерности могут принести компании огромную пользу, если направить их в нужное русло. Но для этого руководителю нужно грамотно выполнять свои обязанности: регулярно напоминать подчиненным о ценностях команды, четко формулировать задачи и обозначать ограничения, чтобы сотрудники ясно видели суть проекта. Я прекрасно понимаю, что эти тезисы во многом обобщения. Есть ли на свете творческие люди, которым хочется полной свободы? Конечно. Есть ли среди них личности капризные и не способные сконцентрироваться на одной задаче? Безусловно. Существуют ли в природе творческие люди с непомерно раздутым самомнением? А как же! Но суждения, основанные на подобных стереотипах, приносят больше вреда, чем пользы, и вы должны всеми силами изгонять эти тезисы из умов коллег. Необходимо защищать свою команду и бороться за ее интересы. Каждая творческая личность уникальна и требует от руководителя индивидуального системного подхода.

Об авторе. Тодд Генри (Todd Henry) — консультант и основатель компании Accidental Creative, которая помогает творческим людям и командам, автор книг «Умри, но сделай. Важные дела каждый день», «Креативь!», Укрощение тигров».