Чем опасны гибкий график и удаленная работа
Дженнифер МоссПо будням Джефф, директор отдела технологий в компании Economical Insurance, всегда отвозит дочку в школу. Он провожает ее до дверей, целует и машет рукой на прощание. А потом либо едет в офис, либо возвращается домой, чтобы поработать удаленно. Главное — заранее предупредить об этом начальника.
В 1871 году, когда Economical Insurance была основана, работодатель Джеффа, наверное, даже не мог вообразить подобный сценарий. Сегодня же такая кадровая политика — даже не прогрессивный бонус, а скорее стандартная практика. Так, согласно недавнему опросу компании International Workplace Group, в котором приняли участие 18 тысяч сотрудников 96 компаний со всего мира, 70% респондентов работают удаленно хотя бы раз в неделю, а 53% — половину недели.
Гибкий график и удаленная работа становятся все более популярными среди сотрудников. Исследование консалтинговой компании Plasticity Labs, посвященное влиянию гибкого графика на производительность работающих родителей, подтвердило, что такие сотрудники значительно чаще испытывали чувство благодарности по отношению к своему работодателю. Кроме того, благодаря гибкому графику удовольствие от работы у сотрудников с детьми выросло, а стресс, наоборот, уменьшился.
Сотрудники ценят удаленную работу и гибкий график, потому что такие условия дают им ощутимые преимущества. Речь не только о времени, сэкономленном на транспорте. У работы из дома есть реальные финансовые плюсы. Еще одно исследование изучило данные порталов по трудоустройству и министерства труда США и выяснило, что в среднем работающий удаленно сотрудник экономит $444 на бензине и примерно в два раза меньше тратит на обеды. Большинство родителей также экономят на нянях, если им удается так организовать график, чтобы быть дома, когда дети не в школе.
Поскольку все больше сотрудников хотят пользоваться преимуществами гибкого и удаленного графиков, компании постепенно признают, что именно так предпочитают работать современные профессионалы. Согласно отчету о будущем рабочей силы, подготовленному платформой Upwork в 2018 году, 63% американских работодателей предлагают сотрудникам ту или иную версию плавающего графика. Например, в PwC действует политика «Гибкий график для всех» (All Roles Flex), которую ввели, чтобы уменьшить предубеждение в отношении тех, кто таким графиком пользуется. В недавнем интервью партнер и директор по персоналу австралийского филиала PwC Дороти Хисгроув рассказала, что у них в компании 82% сотрудников так или иначе работают по гибкому графику. «Они добиваются наибольших успехов, когда у них ежедневно есть пространство для маневра, чтобы и выполнять свои рабочие задачи, и достигать цели, которые они считают приоритетными вне профессиональной сферы».
Поскольку все больше сотрудников переходят на гибкий график или дистанционную работу, компаниям необходимо искать новые подходы к организации рабочего процесса. «Чтобы учесть все возможные стили работы, которые подходят сотрудникам, чтобы оставаться на связи и сохранять продуктивность, нужны структурные и системные изменения», — считает Хисгроув. Кроме того, удаленная работа и гибкий график создают для руководителей новые трудности. В частности, стоит обратить внимание на выгорание и одиночество сотрудников.
Выгорание
Риск выгорания в данном случае может показаться неожиданным. Но поскольку люди, работающие удаленно или по гибкому графику, действительно чувствуют себя более благодарными своим работодателям, чувство признательности может привести к тому, что удаленный сотрудник будет выкладываться по полной, пока не выжмет из себя все соки. Именно это непредвиденное последствие перехода к гибким сценариям работы рассматривается в исследовании «Делать больше с меньшими затратами? Гибкий график и усиление нагрузки». Опираясь на теорию социального обмена, исследователи предполагают, что «сотрудники в ответ на возможность работать по гибкому графику начинают прилагать дополнительные усилия, чтобы оказать ответную услугу работодателю». Впрочем, рабочая нагрузка растет не только по инициативе сотрудника, решившего «не остаться в долгу» перед начальством. Часто сам работодатель перегружает сотрудника задачами, которые невозможно выполнить в установленные сроки.