Так ли адаптивен ваш бизнес на самом деле? | Большие Идеи

? Управление изменениями

Так ли адаптивен ваш бизнес на
самом деле?

Внутренние подразделения вашего бизнеса часто оказываются не готовы к действиям из-за слишком большой обособленности. Профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Алексей Беляков рассуждает о проблеме «колодезного мышления» в компаниях и способах ее решения.

Автор: Алексей Беляков

Так ли адаптивен ваш бизнес на самом деле?
Фото: Yamamoto

читайте также

Как мыслят выдающиеся руководители

Роджер Мартин

Страх быть непохожим мешает раcти

Йошино Кеджи,  Смит Кристи

Быть первым

Фалалеев Дмитрий

Как Starbucks обесценила собственный бренд

Б. Джозеф Пайн II,  Дэвид Дюбуа

Будучи бывшим директором по стратегии в крупных индустриальных компаниях, таких как ПАО «Полюс», и преподавателем по стратегии в Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ, я все чаще наблюдаю интерес российских компаний к функциональным стратегиям и их адаптивности к динамичным условиям. Этот интерес связан с тем, что компании все чаще не успевают своевременно реагировать на постоянные изменения и оставаться конкурентными на постоянно меняющемся рынке.

Череда кризисов последних лет привела к тому, что адаптивность бизнес-стратегии стала своего рода правилом хорошего тона и обязательной частью стратегического управления организацией, вне зависимости от ее размера и отрасли. Но чтобы быть эффективным, умение приспосабливаться к изменениям должно охватывать все уровни организации — от топ-менеджмента и ключевых стратегических вопросов до операционных задач у различных функциональных вертикалей. На практике этого почти никогда не происходит, и разные подразделения или департаменты действуют изолированно друг от друга, не успевая реагировать на общие вызовы бизнеса.

Компании должны постоянно обновлять свои бизнес-модели, заниматься развитием функциональных вертикалей и взаимодействием между ними. Топ-менеджеры повсеместно говорят об адаптивности их компаний, переживших пять кризисных лет, но зачастую эти слова остаются на уровне деклараций. Как результат — в кризисные периоды функциональные вертикали — различные подразделения, департаменты, отделы и направления внутри компании — не успевают реагировать на меняющиеся задачи и тормозят всю компанию.

Например, отдел логистики одного крупного российского ритейлера годами занимался развитием собственных компетенций, не обращая внимания на потребности бизнеса и общую стратегию. В период, когда компания начала агрессивную экспансию физических точек, логистика оказалась не готова к росту, и ритейлер начал испытывать трудности с поставками, отчего не только магазины столкнулись с нехваткой товара, но и растущий сегмент онлайн-доставки. Как результат — компания начала отставать от конкурентов, которые продолжали захватывать важный канал сбыта.

Другой пример: производственное подразделение одной крупной горно-металлургической компании не сумело развить внутренние компетенции по подземной добыче в срок, из-за чего предприятие не смогло вовремя вывести месторождение на запланированную мощность.

Всех этих проблем можно было бы избежать, если бы адаптивностью на стратегическом уровне занималась не только топ-команда, но и все функциональные вертикали.

KPI и борьба за власть

Главной проблемой, которая мешает компаниям быть по-настоящему адаптивными, является «колодезное мышление» функциональных вертикалей.

Колодезное мышление — это тип мышления, при котором отдел или подразделение компании сосредоточены только на собственном развитии — в отрыве от интересов организации в целом или остальных функций.

Так, если бы служба логистики того ритейлера прислушивалась к отделу развития и его планам, то смогла бы лучше подготовиться к агрессивному росту — и в результате ритейлер удержал бы свои позиции в растущем сегменте онлайн-доставки.

Это распространенная проблема для российского бизнеса, а подобные ситуации обычно возникают из-за неприятия общей бизнес-стратегии или системы KPI, которая оценивает индивидуальные достижения каждой функции в отрыве от общих результатов.

Другой классической причиной «колодезного мышления» в компании является борьба за власть, когда различные подразделения не только демонстрируют собственные успехи, но и обращают внимание на провалы других функциональных руководителей. Так, в одной крупной горнорудной компании долгое время существовали «серые зоны» — неясности и пробелы в ответственности между подразделениями, отвечающими за инжиниринг и капитальное строительство. Не было четко прописано, кто и на каком этапе передает инвестиционные проекты дальше, какие IT-инструменты используются и где именно проходит граница по зонам ответственности. Из-за этого команды регулярно обвиняли друг друга в ошибках, а сами проекты то и дело откатывались назад на предыдущие стадии. Как результат — срывались сроки ввода объектов в эксплуатацию, а также нарушались запланированные бюджеты.

Даже когда проект все-таки запускали, он часто не достигал целевых показателей. Тогда команды начинали обвинять производственное подразделение, которое якобы не справилось с эксплуатацией. Но и производственники предпочитали держаться в стороне от проектирования и строительства — таким образом, у них всегда оставалась возможность сказать: «Мы тут ни при чем, это вы плохо спроектировали». Ответственность размывалась, и никто не был заинтересован в общем результате.

Вертикаль стратегий

Обособленность подразделений друг от друга и, как следствие, их «колодезное мышление» можно преодолеть с помощью функциональных стратегий — плана развития различных функций с привязкой к общим задачам бизнеса. При правильном подходе руководители подразделений сместят акцент с «отстаивания чести мундира» своей вертикали к согласованной реализации постоянно эволюционирующей бизнес-стратегии. Если же адаптивность функции изначально заложена в ее стратегию — это будет влиять и на общую адаптивность организации в периоды изменений.

Прежде чем углубляться в функциональные стратегии, важно понять, как устроена вся «вертикаль стратегий». Это каскад из четырех уровней — от целей акционеров до конкретных планов функций.

— Акционерная стратегия задает финансовые ожидания: дивиденды, рост стоимости, горизонты выхода из активов.

— Корпоративная стратегия решает, какие бизнес-направления войдут в портфель и как между ними будут создаваться синергии.

— Бизнес-стратегия описывает конкурентные преимущества каждого направления и ключевые показатели успеха.

— Функциональные стратегии отвечают за реализацию, определяют ресурсы, процессы и компетенции, которые делают конкурентные преимущества реальными.

Рисунок 1. Вертикаль стратегий в компании

Рисунок 1. Вертикаль стратегий в компании

Проблема эффективности и коммуникации

Обычно компании берутся за разработку функциональных стратегий, когда хотят, чтобы внутренние подразделения успевали за амбициями бизнеса. Топ-менеджмент может расписать двузначный рост рынка, но если HR не наймет людей вовремя, планы так и не будут реализованы. Именно это произошло с одним из крупнейших розничных игроков в России, СЕО которого в интервью был вынужден признать, что нехватка сотрудников затормозила запланированную экспансию.

Другая веская причина — заниматься функциональными стратегиями — связана с желанием топ-менеджмента повысить эффективность своих подразделений и наладить между ними постоянное взаимодействие. Это особенно важно в условиях постоянных внешних изменений, которые требуют от бизнеса регулярно корректировать свою стратегию.

Когда подразделения развиваются несогласованно, их сферы ответственности накладываются друг на друга, они постоянно спорят за полномочия и стараются перекладывать друг на друга ответственность в случае неудач — все это классические и знакомые многим примеры поведения в компаниях. И именно из-за такой корпоративной культуры подразделения не могут наладить эффективное взаимодействие друг с другом, срывают сроки реализации стратегических инициатив и мешают компании достигать запланированных целей.

Прозрачная функциональная стратегия для каждой функции, подготовленная вместе с соседними подразделениями и топ-менеджментом, позволяет решить эту проблему.

Как понять, что компании пора заняться разработкой функциональных стратегий

— Компания не может реализовать свою бизнес-стратегию из-за неготовности ключевых функций.

— Вертикали оспаривают или пытаются занизить амбициозные цели, поставленные СЕО или акционерами.

— Функциям не хватает гибкости, из-за чего компания не может адаптироваться к внешним изменениям.

— Размытые зоны ответственности между подразделениями увеличивают операционные издержки бизнеса.

— Инициативы и идеи отдельных функций не входят в общую стратегическую повестку компании.

У каждой компании свой контекст, но контрольный список вопросов, на которые должна отвечать проработанная функциональная стратегия, почти неизменен. За годы работы по созданию и реализации функциональных стратегий для различных организаций я выделил семь универсальных вопросов, приведенных на рисунке ниже.

Рисунок 2. Ключевые стратегические вопросы

Рисунок 2. Ключевые стратегические вопросы

Каждый из семи вопросов задает траекторию развития функции и определяет ее вклад в выполнение общей бизнес-стратегии. Возьмем инженеров: они могут ограничиться ролью проектировщиков, которые отвечают только за срок подготовки проектной документации. А могут взять на себя роль тех, кто отвечает за технологическое развитие бизнеса, управлять воронкой инноваций и NPV (чистая приведенная стоимость) реализуемых проектов. Или распространенная функция DevRel (отношения с разработчиками программного обеспечения) — в одной компании ей занимается HR, в другой — ее переводят в маркетинг, чтобы строить бренд работодателя и привлекать таланты извне.

Эффект от функциональной стратегии определяется тем, насколько смело компания способна решать острые вопросы. Если сложные темы обходят стороной или процесс сводится к формальностям, функция моментально попадает в традиционные ловушки, что лишь усугубляет колодезное мышление. Результат предсказуем: вместо прироста бизнес получает еще один уровень неэффективности.

Инструмент — не панацея

Как и любой другой управленческий инструмент, сами по себе функциональные стратегии не избавят руководителей функций от колодезного мышления и других популярных управленческих проблем. Функциональная стратегия работает, только если встроена в общую систему управления. Ниже — несколько наиболее частых ошибок и ловушек, связанных с интеграцией функциональной стратегии.

— Функциональная стратегия была разработана в отрыве от основной стратегии и без привязки к основным вызовам.

— Функция занималась разработкой самостоятельно и без участия смежных подразделений, что только усиливает разрыв между ними.

— В стратегии учтены только текущие задачи бизнеса, в ней нет места для корректировки курса и ресурсов под новые задачи, которые могут возникнуть из-за изменения внешней среды.

— Высшее руководство компании не вовлечено в процесс разработки функциональных стратегий, что приводит к усилению колодезного мышления и фокуса функции на собственных интересах и амбициях.

Перечисленные проблемы достаточно распространены, но решаемы. Главное — подключить к работе топ-менеджмент, корпоративных стратегов и руководителей соседних функций. Совместная деятельность способна расширить взгляд подразделения и сфокусироваться на развитии бизнеса и обсуждении острых, но значимых стратегических вопросов.

Колодезное мышление — одна из самых распространенных управленческих болезней. Оно блокирует рост и замедляет реакцию на внешние изменения. Но с помощью функциональной стратегии, если над ней работают вместе топ-менеджеры и руководители смежных подразделений, лидеры могут расширить мышление своих функций. Когда роли ясны, приоритеты синхронизированы, решения принимаются быстрее, а бизнес становится адаптивнее.