Case study: «Русский Скайп» | Большие Идеи

? Управление изменениями

Case study:
«Русский Скайп»

Skype — уже крупнейший оператор связи в мире и продолжает быстро расти.

Автор: Андрей Свириденко

читайте также

«Мы занимаемся чем угодно, только не собой»

Анна Натитник

Вы не сможете нормально работать, если не будете достаточно спать

Тони Шварц

Поделитесь харизмой

Гусинская Ирина

Совершенствуем свой мозг

Джурветсон Стив

Недавние слухи о скором запрете Skype в России предсказуемо оказались «уткой». Но проблема все-таки существует. Правда, запрещать Skype бесперспективно — гораздо конструктивнее создать свой, российский сервис интернет-видеотелефонии. Сейчас это один из самых реальных способов сделать российский программный продукт и сервис мирового класса — хотя бы и только для внутреннего пользования. В противном случае мы снова отдадим наш внутренний рынок американскому софтверному производителю — на этот раз уже в сегменте интернет-телефонии.

Вот лишь несколько фактов. Факт первый: мир связи уже довольно давно и активно двигается в направлении широкополосного интернет-доступа (ШПД) и сервисов на его основе. Дело в том, что телеком-операторы уперлись в потолок в предоставлении традиционной услуги голосовой связи. В ШПД они увидели новый быстрорастущий сегмент, и скоро он станет для них основным источником дохода. В итоге операторы во всем мире стремительно переходят на IP — эта платформа позволяет им экономить на инфраструктуре и уже сегодня оказывать новые, дополнительные услуги связи (кроме передачи собственно голоса). Россия не исключение. Практически все российские проводные операторы — государственные и частные в Москве и в регионах — начали активно продавать доступ к интернету. «Большая мобильная тройка» соревнуется, кто больше раздаст модемов для беспроводного доступа в интернет; продажи беспроводных USB-модемов уже сопоставимы с подключениями абонентов проводного интернета: c лета 2008 года по разным оценкам их было продано около 3 млн штук. «Вымпелком» купил Golden Telecom, МТС находится в процессе присоединения «Комстара», «Мегафон» как будто собирается приобрести «Синтерру» — оператор, не предоставляющий вместе с голосовой связью и услуги ШПД, скоро будет неконкурентоспособен. Сегодня потребителю нужны не столько рингтоны, сколько интегрированные мультимедийные сервисы и постоянный качественный доступ в сеть, а также возможность бесплатно звонить в далекие страны и города.

Факт второй: одновременно с проникновением ШПД «созрела» технология передачи голоса и видео в интернете. Традиционные операторы связи опасаются перетекания международного и междугороднего голосового трафика в сети операторов IP-телефонии. Резонно: получив выход в интернет, человек сразу же идет читать новости, заводит бесплатный почтовый ящик, пользуется услугами поисковых служб. И, конечно, устанавливает Skype или другой VoIP-клиент — чтобы говорить бесплатно со знакомыми в других городах и странах. При этом доступ в интернет дешевеет, тем самым убивая бизнес традиционных операторов международной связи.

Что мы имеем в итоге: интернет-телефония обогнала по качеству голоса, дешевизне, удобству и доступности традиционную. Вот вам и секрет успеха Skype — компании с оборотом более $550 млн и примерно 450 млн пользователей по всему миру. Skype — уже крупнейший оператор связи в мире и продолжает быстро расти. В итоге даже операторы мобильной связи теряют абонентов, которые выбирают дешевые разговоры по Skype через WiFi. Процесс остановить уже нельзя: каждый день (!) к Skype присоединяются 250 тыс. новых пользователей. К слову, перетекание пользователей от операторов традиционной связи к VoIP-оператору прекрасно демонстрирует пример Южной Кореи. Korea Telecom (КТ) — крупнейший местный оператор традиционной телефонной связи — потерял 650 тыс. абонентов только за декабрь 2008 года. А к весне 2009 года число абонентов корейских VoIP-операторов превысило 3 млн — практически все они бывшие абоненты Korea Telecom. После этого KT купил у SPIRIT голосовой и видеодвижок и развернул собственный сервис интернет-телефонии. Это разумный рыночный ход местного монополиста, который понял, что с мировой технологической революцией бороться бесполезно и лучше ее возглавить в своей стране.

Но вернемся в Россию: местные традиционные операторы тоже озаботились проблемой ухода абонентов в условно бесплатные IP-коммуникации. Неудивительно: иностранные VoIP-операторы сегодня фактически убивают в России и международную проводную связь, и международный сотовый роуминг, лишая российских операторов значительной доли прибыли. А эта прибыль могла быть направлена на развитие российской сетевой инфраструктуры и переход на новые технологии! К тому же IP-коммуникации и сервисы, которые «над ними» построены, — одно из перспективных технологических направлений, и у России пока еще есть шанс зацепиться за этот уезжающий поезд. Вывод напрашивается сам: нужно создать «Российский Скайп»!

Сделать это можно и без миллиардов государственных денег — на базе наших проводных операторов, которые могли бы предложить своим абонентам услуги интернет-телефонии и конкурировать со Skype. Каждый российский оператор — начиная с проводных и магистральных операторов — может создать собственный VoIP-сервис на базе российских технологий (благо у нас есть свои производители сложного софта). Тут им сильно бы помог единый российский стандарт на широкополосную технологию кодирования и передачи голоса (ведь все западные компании — Skype, Microsoft, Google, ICQ, Yahoo и др. — применяют закрытые технологии с нестандартными кодеками, которые, конечно, не подконтрольны российским властям). Со стандарта можно и начать: на его базе оператор сможет создать собственный сервис, полностью совместимый с аналогичными сервисами других российских операторов, а потом «маркетировать» его на своих потребителей в качестве реальной альтернативы Skype и Microsoft.

Сегодня вопрос развития IP-коммуникаций в России обсуждается в самых разных организациях и ведомствах. Надеюсь, что здравый смысл возобладает над бесперспективным «не пущать!» (я про «утку» со скорым запретом Skype в России). Мировую технологическую революцию нельзя остановить — гораздо эффективнее ее возглавить для собственного блага и в интересах всей страны, да еще и поднять на флаг российские технологические инновации, которые продолжают быть в загоне, несмотря на «удобное» кризисное время. Сейчас хороший момент увидеть, насколько громкие PR-заявления наших политиков про модернизацию экономики и инновационный путь развития соответствуют реальным делам (которые, кстати, в нашем случае не требуют никакого госбюджетного финансирования).