Время перемен | Большие Идеи

? Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Время перемен

Что должны делать менеджеры, чтобы подготовить подчиненных к изменениям на рынке труда

Автор: Дэвид Баллард

Время перемен
KEYSTONE FRANCE/GETTY IMAGES

читайте также

«Уважение — не роскошь, если вы просите людей рисковать собой»

Зейнеп Тон,  Сара Кэллок

Как учиться, не отвлекаясь от работы

Джош Берсин,  Марк Зао-Сандерс

Как команде строиться

Марина Иванющенкова

Счастье и отсутствие негативных эмоций — это не одно и то же

Дженнифер Мосс

Такие темы, как автоматизация труда, искусственный интеллект, переподготовка кадров, заняли центральное место в дискуссиях о будущем работы. Некоторые эксперты предсказывают катастрофический рост безработицы и рисуют антиутопию, в которой толпы неквалифицированных работников прозябают на задворках цивилизации, не в силах найти источник заработка. Другие, как, например, Тим О’Райли из O’Reilly Media, настроены менее пессимистично. Они напоминают нам о том, что такое случалось и раньше. По их мнению, новые технологии могут не только повысить эффективность и снизить затраты, но улучшить качество нашей работы и качество жизни всего человечества.

Чье бы мнение ни восторжествовало в итоге, современным работникам необходимо учиться приспосабливаться к переменчивому рынку труда и приобретать навыки, которые смогут обеспечить им успех в будущем. Но здесь-то и возникают трудности. В опросах, которые мы в Американской психологической ассоциации проводим среди сотрудников американских компаний, обучение и профессиональное развитие систематически оказывается областью, которой респонденты удовлетворены меньше всего. А среди источников стресса на работе отсутствие возможностей для профессионального роста уступает лишь низкой зарплате.

Хотя 87% из 1076 американских работников, принявших участие в опросе АПА 2017 года, посвященном обучению и профессиональному развитию, сказали, что на сегодняшний день уверены в своих профессиональных навыках, оптимизм в отношении будущего выразили заметно меньше респондентов. Более четверти беспокоятся о меняющихся природе и характере труда. Только 61% считают, что их работодатель помогает им развивать технические и социальные навыки, которые будут необходимы в будущем. Половина респондентов сказали, что работодатели предоставляют им возможности для карьерного роста. Несмотря на то, что работники понимают, как важно, чтобы их профессиональная компетентность отвечала запросам времени, согласно недавнему опросу Randstad, более трети из них признают, что за прошедший год не сделали ничего, чтобы получить новые навыки. И хотя резонно ожидать от сотрудников стремления приобретать новые умения и активно искать возможности для обучения, очевидно, что ответственность не может лежать только на них.

Приступая к анализу результатов нашего последнего опроса, мы были готовы обнаружить, что поддержка руководителя крайне важна для обучения и профессионального развития сотрудников. Чего мы не ожидали, так это того, насколько сильной будет эта связь. Мы также определили несколько других областей, в которых работники ощущали нехватку возможностей и перспектив.

Поддержка руководителя. Среди работников, не чувствующих достаточной поддержки со стороны руководства и ощущающих нехватку стимулов для карьерного роста, лишь 15% говорят, что их работодатель предоставляет им возможность развивать технические навыки, которые потребуются им в будущем. И только 20% из них имеют возможность совершенствовать социальные навыки вроде командной работы и взаимодействий с коллегами. Всего 8% утверждают, что имеют возможность развивать нужные лидерские и управленческие навыки. В то же время среди сотрудников, чьи работодатели поддерживают их профессиональное развитие, эти значения достигают 75% и выше.

Отсутствие поддержки со стороны руководства существенно сказывается и на работе организации. Только 48% сотрудников, чьи начальники не оказывают им необходимую поддержку, говорят, что они мотивированы полностью выкладываться на работе, 39% удовлетворены своей должностью, лишь 16% чувствуют, что их организация их ценит, и 22% порекомендовали бы свою компанию для трудоустройства. Обратим внимание бизнес-лидеров, которым, возможно, кажется, что этих показателей недостаточно, на тот факт, что более половины американских работников, не чувствующих поддержки своего руководства, говорят, что не доверяют ему и собираются искать возможности для смены работы в будущем году.

Приняв во внимание эти данные, мы решили выяснить, из чего именно складывается ощущение поддержки со стороны руководства. Работники заявляли, что чувствуют большую поддержку со стороны начальства, если им предоставляется возможность осваивать необходимые в будущем технические, управленческие и лидерские навыки, а также когда от них ожидается участие в мероприятиях, посвященных профессиональному развитию. Эти факторы отвечали за 60% разницы в показателях между работниками с поддержкой руководства и без. На ощущение поддержки влияли также наличие времени для участия в образовательных мероприятиях и возможность карьерного роста внутри компании.

Пол. Результаты нашего опроса также показывают, что возможности для профессионального роста и развития могут быть неравно распределены среди сотрудников. Присутствует очевидная разница в том, как мужчины и женщины оценивают доступные им возможности для обучения и профессионального развития: дела обстоят хуже для сотрудниц.

И мужчины, и женщины утверждают, что обладают техническими навыками, необходимыми для того, чтобы хорошо справляться со своей работой сегодня. Однако заметно меньше женщин считают, что их работодатели дают им возможность приобретать технические, социальные или управленческие навыки, без которых они не смогут обойтись в будущем.

Образование. Результаты исследования также показывают разницу между сотрудниками с дипломом о высшем образовании и без него. Почти три четверти дипломированных сотрудников сказали, что их работодатели серьезно относятся к обучению и профессиональному развитию кадров, но только 64% сотрудников без диплома придерживались такого же мнения о своем руководстве. Что же касается развития необходимых в будущем технических навыков, то доступ к подобным образовательным программам есть у 72% сотрудников с дипломом и лишь у 50% недипломированных сотрудников.

Должность. Можно заметить и разницу между сотрудниками на разных ступенях карьерной лестницы. Более ранее исследование показало: по сравнению с рядовыми работниками топ-менеджеры чаще говорили, что их удовлетворяют доступные им возможности для роста и профессионального развития, что они регулярно принимают участие в учебных мероприятиях и что перед ними открыты пути для карьерного роста внутри компании.

Основываясь на результатах наших исследований и наших знаниях психологии, мы предлагаем следующие советы по созданию рабочей среды, которая поможет и вашим сотрудникам, и вашей компании в целом подготовиться к испытаниям, которые ждут нас в будущем.

Обозначьте, что ожидается от сотрудников. Включите непрерывное совершенствование навыков и профессиональное развитие в описание должности ваших сотрудников. Объясните им, что быть в своей лучшей профессиональной форме и готовиться к будущим испытаниям — их прямая обязанность. Добавьте этот критерий к пунктам, по которым проводится регулярная аттестация персонала.

Обозначьте, что ожидается от руководства. Сделайте развитие профессиональных качеств сотрудников частью рабочих обязанностей руководителей компании. Научите их взаимодействовать с сотрудниками для установки целей по обучению и профессиональному развитию, отслеживать успехи и давать обратную связь. Оценивайте умение вашего руководства способствовать профессиональному развитию кадров.

Уделите развитию время. Около половины работающих американцев имеют достаточно свободного времени, чтобы участвовать в специальных образовательных мероприятиях. Отведите часть рабочего дня под обучение и профессиональное развитие сотрудников, чтобы им не приходилось пренебрегать своими обязанностями, работать сверхурочно или заниматься подготовкой к будущему в свободное от работы время. Сделайте так, чтобы учебные мероприятия встраивались в рабочий процесс и не накладывали дополнительных обязательств на людей, и без того работающих на пределе своих возможностей.

Занимайтесь обучением и развитием. Предоставляйте сотрудникам возможность не только совершенствовать свои профессиональные навыки, но и участвовать в мероприятиях, которые помогут им продвигаться по карьерной лестнице или достигать других карьерных целей. Позвольте им участвовать в определении того, какие именно знания, умения и навыки пригодятся им в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Согласуйте программу обучения и профессионального развития с глобальными задачами вашей компании.

Позвольте работниками применять знания на практике. Чтобы новые знания и навыки, которые сотрудники приобретают во время обучения, закрепились, они должны применяться в работе. Наш опрос показал, что только у 58% американских работников есть возможность применять свои знания на практике, а значит, средства, направленные на профессиональное образование, часто тратятся впустую.

Поощряйте работников за их интерес к профессиональному обучению. Создайте компанию, в которой люди активно развивают свои профессиональные навыки, поощряя соответствующее поведение рядовых сотрудников и менеджеров. Открыто хвалите работников, которые ищут возможности для профессионального обучения. Отмечайте тех, кто повышает свою квалификацию или подтверждает ее. Обращайте внимание коллектива на руководителей, которые прикладывают усилия к профессиональному развитию кадров и двигают компанию вперед.

Устраняйте неравенство. Не стоит думать, что взгляды топ-менеджмента и сотрудников на профессиональное образование совпадают. Позаботьтесь о том, чтобы у сотрудников на всех ступенях карьерной лестницы был доступ к возможностям для профессионального развития, соответствующим их карьерным нуждам. Проектируя, создавая, применяя и оценивая меры, направленные на обучение персонала, примите во внимание его социальное и культурное разнообразие. Убедитесь в том, что у всех сотрудников есть все необходимое для успешной работы.

Пока еще неясно, что из себя представляет будущее работы, но одно можно сказать наверняка: адаптация к непрерывно меняющейся трудовой среде требует стратегического подхода к обучению и профессиональному развитию. Это лучший способ помочь сотрудникам увидеть все доступные им возможности, справиться с трудновыполнимыми задачами и работать на свое успешное будущее.

Об авторе. Дэвид Баллард — доктор психологических наук, директор Центра организационного совершенства в Американской психологической ассоциации, соредактор книги «The Psychologically Healthy Workplace: Building a Win-Win Environment for Organizations and Employees».