Как я руководил компанией во время событий на Украине | Большие Идеи

? Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как я руководил компанией во время событий
на Украине

В наступившем хаосе у меня было два главных приоритета: любой ценой обеспечить безопасность своего персонала и насколько возможно сохранить нормальное функционирование бизнеса.

Автор: Христос Цолкас

Как я руководил компанией во время событий на Украине

читайте также

Средний бизнес не может позволить себе необдуманный риск

Роберт Шер

Как заработать миллиард на идеях сотрудников

Агнес Риттер

Что стоит за широким жестом Tesla Motors

Каран Гиротра,  Сергей Нетесин

Видео: как менеджеры Apple управляют инновациями

Большинство людей в мире оценивают события на Украине как геополитическую и гуманитарную катастрофу. Находясь в должности управляющего директора Philip Morris Ukraine с января 2012 по февраль 2015 года, я понял, что это кризис, угрожающий нашему бизнесу. Когда мирные протесты переросли в вооруженное столкновение между митингующими и полицией и волна насилия захлестнула всю страну, все обычные правила ведения бизнеса прекратили свое существование. Возникли проблемы с поставками и дистрибуцией, мы потеряли часть нашего рынка из-за аннексии Крыма и военных действий, началась мобилизация наших сотрудников в действующую армию. А еще мы были вынуждены перевезти на новое место жительства и работы почти сотню сотрудников с членами их семей.

В наступившем хаосе у меня было два главных приоритета: любой ценой обеспечить безопасность своего персонала и насколько возможно сохранить нормальное функционирование бизнеса.

Подобным образом я постарался настроить и свою команду. Когда дела идут наперекосяк, легко поддаться панике, чувству вины и гиперответственности. Но если не абстрагироваться от ситуации и не взглянуть на происходящие четко и объективно, совершенно невозможно принимать разумные и быстрые решения, позволяющие организации двигаться вперед. В реальности проблемы на Украине предоставили моей команде менеджеров возможность повысить свой уровень лидерского мастерства.

От страха перед неизвестностью к задушевным разговорам «в палатке». Кризис порождает постоянный страх. Я называю это «туман ужаса», и я видел, как он способен парализовать целые организации. Противоядие против него — помочь людям почувствовать безопасность, защиту и поддержку.

Многое зависело от нашего поведения как руководителей. Мы — одиннадцать управленцев — старались, будучи капитанами корабля (200 человек в офисе, 450 человек по всей стране и 750 на фабрике), сохранять спокойствие и решимость, а также постоянно держать руку на пульсе. Мы боролись с негативными эмоциями, одновременно пытаясь быть открытыми и понимать чувства людей, чтобы они могли обсуждать с нами свои страхи и тревоги. Своими действиями мы убеждали их в том, что наш главный приоритет — личная безопасность наших сотрудников и их семей. Для этого на пике кризиса мы ввели вечерние переклички и отчеты по безопасности. На протяжении всего неспокойного времени мы делились с людьми свежей информацией о текущей ситуации, принимаемых решениях, изменении обстановки, а также давали указания, как правильно действовать и реагировать в зависимости от степени риска.

Читайте материал по теме: Что случилось с экономикой Украины?

Не менее важна была наша взаимная поддержка. Мы проводили много времени вместе, делясь соображениями и стараясь немного развлечься. Мы называли это «разговорами в палатке». Это выражение мы заимствовали от одного покорителя Арктики, который рассказывал нам, как долгие вечера, проведенные в палатке, сплотили его команду. Чем больше мы «сидели в палатке» на Украине, тем более крепкой становилась наша команда.

Поставить на поток планирование в стиле «а что, если». В кризисной ситуации всякой предсказуемости приходит конец, и всем приходится приспосабливаться к новым способам ведения бизнеса. Чтобы эффективно справляться с хаосом, очень важно завести привычку постоянно обрабатывать новую информацию, проигрывая различные сценарии, просчитывая факторы риска и сверяя их со списком необходимых мер. По мере развития ситуации мы научились понимать, как нужно ее анализировать, спрашивая себя: «Что нас ждет впереди и каковы будут последствия?». Эта практика приучила нас автоматически представлять себе варианты, создавать план действий в чрезвычайных обстоятельствах и определять факторы, которые послужат нам сигналом к немедленным действиям. Мы знали, что мы станем делать, если закроют фабрику, если перестанет работать телефонная связь, а также если бои возобновятся и потребуется эвакуация. Было чрезвычайно важно принимать решения быстро, без долгих размышлений.

Избегать секретности. В кризисной ситуации для команды руководителей велико искушение запереться «в штабе», принимая важные решения. Но, хотя лидерам и нужно время на анализ новой информации, на оценку приоритетов и откровенную беседу, не менее важно быть со своими людьми «на передовой». Я старался донести до своей команды, что в тяжелое время постоянный обмен информацией чрезвычайно важен. Также исключительное значение приобретает тон голоса и язык жестов, поскольку все становятся гиперчувствительными к невербальным сигналам. Некоторые руководители склонны преуменьшать угрозу или скрываться за общими корпоративными заявлениями. Но мы поняли, что гораздо лучше не подавать сотрудникам ложных надежд и трезво смотреть в глаза суровым фактам, чтобы люди знали, что мы с ними честны и откровенны.

Читайте материал по теме: Экономическое объяснение решения Путина

По возможности задействуйте каждого человека. Чтобы не утратить контроль над ситуацией, менеджерская команда должна работать на максимальную мощность. Каждый человек в нашем коллективе привносил в нее собственный характер и набор профессиональных навыков. В зависимости от обстоятельств на первый план выходили разные люди. Наш ИТ-директор разработал в рекордные сроки план удаленной работы на случай, если бои приблизятся к нашим офисам. Операционный директор руководил командой по чрезвычайным ситуациям, реагирующей на поступающие угрозы и постоянные изменения. Другие управленцы предлагали психологическую помощь сотрудникам, не выдержавшим напряжения, продумывали запасные варианты или находили временное укрытие для тех, чьи жилища находились под угрозой. Я никогда так не ценил разноплановый подход к работе в команде, как в то время. А «разговоры в палатке» помогали нам обогащать друг друга. Мы приветствовали разные мнения и конструктивные споры, чтобы выявить проблемы и принять правильные решения. Сплоченность нашей команды позволила нам обсуждать трудные вопросы, новаторские решения и обдуманно рисковать.

Многие иностранные компании решили списать Украину со счетов. Наша же фирма достигла исключительных результатов — сохранила свою долю рынка, выполнила план по продажам и достигла большинства своих бизнес-целей, одновременно являясь островком стабильности для своих клиентов и украинского народа в целом, особенно во время самых трудных восьми месяцев кризиса (до сентября 2014 года, когда благодаря Минским соглашениям военные действия временно прекратились).

Мы живем в мире, где кризисное положение может возникнуть в любой момент, и лидеры должны быть готовы к непредсказуемым ситуациям. Важно использовать любую возможность, даже кризис, для обучения и развития.

Читайте по теме: