Нам нужны не технократы, а хорошие руководители | Большие Идеи

? Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Нам нужны не технократы, а
хорошие руководители

Суть изменений не в цифровых технологиях как таковых. Суть в цифровой трансформации.

Авторы: Дидье Бонне , Джордж Уэстерман

Нам нужны не технократы, а хорошие руководители

читайте также

Новый взгляд на переговоры

Адам Бранденбургер,  Барри Нейлбафф

Четыре обиды менеджера

Максим Белухин

Дайте волю эмоциям

Макговерн Гейл

Почему мы воюем на работе

Энни Макки

Современные цифровые технологии — фактор, вызывающий самое большое оживление в современном бизнесе. Мобильные технологии, соцсети, облачные сервисы, интегрируемые устройства, большие данные и различные аналитические инструменты радикально изменили саму природу предпринимательства и конкуренции. И в обозримом будущем цифровые инновации будут продолжать оказывать серьезное воздействие на бизнес. У технологии есть огромный потенциал катализировать рост человеческого, организационного и экономического прогресса.

Но суть изменений не в цифровых технологиях как таковых. Суть в цифровой трансформации. Реализация потенциала, заключенного в технологиях, потребует, чтобы бизнес-лидеры перестроили свои организации для функционирования в мире вездесущих информационных потоков. Менеджерам надо привлечь своих подчиненных к переосмыслению самого процесса работы и различных аспектов деятельности компаний. Следовательно, цифровая трансформация является главным лидерским императивом для сегодняшних руководителей в мире большого бизнеса.

Итак, готовы ли крупные корпорации — или более конкретно их лидеры — ответить на этот вызов? Ричард Штауб из Европейского общества Питера Друкера ставит вопрос так: «Оснащены ли наши управленцы всем необходимым — навыками, знаниями и мужеством, — чтобы вести нас к Великому преобразованию

Читайте материал по теме: Нельзя делегировать подчиненным осуществление реформы

Наши исследования показывают, что некоторые компании готовы, но они в меньшинстве. В течение последних четырех лет мы изучали деятельность более 400 крупных транснациональных корпораций по всему миру. Мы говорили с их топ-менеджерами и изучили результаты их работы. Мы выясняли, как они подходят ко всему, что касается цифровых технологий, и чего они достигли. Наш общий вывод таков: несмотря на то что многие компании выступают с инновационными инициативами, большинство из них не способны вызвать ту реально необходимую кардинальную трансформацию, в которой так нуждается современный бизнес.

Есть, однако, несколько вдохновляющих исключений. Компании, которые мы называем «цифровыми лидерами», ведут себя по-другому. Они используют цифру для значительного увеличения прибылей, производительности труда и пользы для клиента. Они пользуются всем преобразующим потенциалом цифровых технологий для кардинального пересмотра функционирования и конкурентных преимуществ своих организаций.

Цифровые лидеры достигают настолько более высоких результатов потому, что они смотрят на необходимые им перемены с двух сторон. Первая — наиболее очевидная: они инвестируют в цифровые технологии для привлечения большего числа клиентов, а также используют их в различных бизнес-процессах и моделях, поддерживающих перемены. Но в обычных компаниях слишком часто игнорируется второй аспект. Цифровые лидеры наращивают потенциал, столь необходимый для конструирования и продвижения политики перемен в своих компаниях и их корпоративных культурах. Для успеха в современном мире они меняют сами методы управления. Для действий на обоих фронтах необходим лидерский потенциал, чтобы превратить инвестиции в новейшие технологии и конкурентные преимущества, которые приведут к человеческому, организационному и хозяйственному прогрессу.

Читайте материал по теме: Перемены осуществляются не начальниками, а лидерами

Итак, в эпоху блестящих технологических новшеств решающим и столь дефицитным ресурсом становится мастерство руководителей. Что это значит? Наши цифровые лидеры особенно выделяются четырьмя важными чертами: видением, вовлечением сотрудников, владением системой управления и поиском синергии между айтишниками и другими подразделениями.

Технологическая трансформация начинается, когда вы создаете революционное видение того, чем ваша фирма будет отличаться от других в мире, пронизанном информационными и технологическими потоками. Codelco, чилийская горнодобывающая компания, начала свою перестройку с того, что представила себе, как можно улучшить повседневную работу с помощью информации в режиме реального времени и автоматизации, например тележек-роботов. Сейчас ее руководители придумывают способ заменить людей на машины на самых опасных подземных участках. Это изменит функционирование всей компании. Менеджерам Codelco никто не преподносил этот проект на блюдечке с голубой каемочкой. Они разработали его сами с нуля. Внедряя свое видение, они коренным образом улучшат условия труда и безопасности на производстве, а также повысят производительность.

Но одного видения недостаточно. Нужно привлечь сотрудников к тому, чтобы мечта превратилась в реальность. Питер Друкер открыл эту истину много лет назад, написав, что «ваша первая и основная работа в качестве руководителя — организовать свою собственную энергию, а затем помочь правильно перераспределить ее окружающим вас людям». Цифровые технологии дают возможность активного сотрудничества различных людей по всему миру в режиме реального времени. При разумном их использовании новые инструменты могут позволить вашим подчиненным внести свою лепту в общее дело, побудить их к плодотворному сотрудничеству и способствовать организации новых методов работы. Именно здесь возникают управленческие инновации. Гендиректор Pernod Ricard Пьер Принге говорит об этом так: «Нам нужно было наладить взаимодействие там, где его раньше не было. Эти связи внутри коллективного разума стали решающими в деле ускорения цифровой модернизации на каждом уровне нашей организации».

Читайте материал по теме: Акционерные общества отживают свой век

Но, по словам все того же Друкера, «если нет решимости, то это лишь обещания и надежды, но не планы». Даже при наличии видения и активного участия персонала направить энергию организации в нужное русло нелегко. Именно тут вступает в игру высокотехнологичное управление. Во многих компаниях координация усилий и обмен информацией не происходят естественно. И в то же время самое большое преимущество цифровой революции заключается именно в возможностях координации деятельности различных отделов и обмена данными. Высокопоставленный руководитель одной из глобальных банковских групп подчеркивает: «Цифра влияет на фирмы по всему миру, на все их функции. По сравнению с традиционными подходами, она требует больше согласованности в действиях при принятии решений и их воплощении в жизнь».

Наконец, цифровая трансформация требует, чтобы бизнес-лидеры отказались от традиционного разделения функций на вершине управленческой пирамиды. В рядах цифровых лидеров менеджеры и айтишники соединяют воедино свои навыки и представления для того, чтобы совместно реализовывать цифровую революцию. Зак Миан, руководитель ИТ-направления в Lloyds Banking Group, объясняет: «Мне придает уверенность тот факт, что интеграция бизнес-команд и айтишников уже стала частью генетического кода многих организаций (хотя нам еще необходимо меняться и многому учиться)».

Читайте материал по теме: Перестройка — не событие, а эпоха

Цифровая трансформация не является невыполнимой задачей или неким тайнодействием. Она не требует от вас переманивания лучших сотрудников Google или постоянного выделения 20% годового бюджета на технологические модернизации. Да, необходим определенный уровень человеческого капитала и инвестиций в него, но главные требования — это время, упорство и мудрый менеджмент. Имея все это, компетентные компании могут собирать элементы технологического пазла не раз и навсегда, а снова и снова. Одним словом, цифровые лидеры постоянно заставляют новые технологии работать на себя, хотя сами инновации постоянно меняются.

Независимо от отрасли и региона в ближайшие годы предприятия будут становиться все более дигитализированными. Это неизбежно. Но мы не согласны с мнением, будто новыми хозяевами в операционном менеджменте станут технократы. Наоборот, мудрое руководство и ориентация на человека и его потенциал будут обеспечивать организациям грамотное внедрение инноваций и улучшение условий работы, отчего выиграют все.

Итак, закончим еще одной цитатой из Друкера: «Ответы на вопросы “Что делать?” и “Как делать?” довольно просты. Другой вопрос: хотите ли вы это делать?» Если менеджеры желают, чтобы современные технологии принесли процветание корпорациям и экономике в целом, то настало время возглавить цифровую революцию!

Читайте по теме: