Коммуникации в соцсетях — сегодня и завтра | Большие Идеи

? Управление изменениями

Коммуникации в соцсетях — сегодня
и завтра

Важнейший из мировых трендов — вероятность ухода пользователей из поисковиков в социальные сети.

Автор: Андрей Свириденко

читайте также

5 проблем российских инноваций, или Почему все идет не так

Марина Корсакова

Как Uber и Airbnb запускают продукты с помощью экспериментов

Джефф Фоссетт,  Дункан Гилкрайст,  Майкл Лука

Эзопов язык корпоративного мира

Борис Щербаков

Бывший глава Tiffany о «кровавых алмазах»

Кюменаль Фредерик

Недавно случилось важное M&A событие для российских высокотехнологичных компаний: российский венчурный фонд DST закрыл сделку по покупке ICQ. Можно только порадоваться проникновению российского капитала на международный интернет-рынок. Также недавно DST объявила об установлении контроля над Mail.ru путем обмена акциями. Аналитики пишут, что DST, которая на сегодняшний день является крупнейшим интернет-холдингом в России, возможно, консолидирует свои активы перед выходом на IPO.

Эти сделки симптоматичны, причем здесь мы имеем дело сразу с двумя мощными мировыми тенденциями на стыке человеческой психологии и коммуникаций.

Важнейший из мировых трендов — вероятность ухода пользователей из поисковиков в социальные сети. Даже Google собирается открыть собственную сеть, чтобы пользователь не ушел с поисковика за другим нужным ему сервисом — будь то мессенджер ICQ, «звонилка» Skype или «электронный кошелек» PayPal. Существенную же часть онлайн-сервисов аккумулируют в себе именно социальные сети. Поэтому DST недавно купил себе еще и пару процентов Facebook*.

Еще несколько лет назад Facebook* создала условия и возможности для внешних разработчиков создавать программы для дополнительных услуг внутри сети Facebook* и зарабатывать на этом. Эта инициатива позволила добавить к соцсети многочисленные функции (игры, обмен музыкой, фотографиями, а также голосовые и видео коммуникации), что в свою очередь стимулировало активность пользователей. Facebook* недавно преодолела отметку в 500 млн зарегистрированных пользователей. По данным на начало года, аудитория российского лидера этого сегмента «ВКонтакте» около 50 млн.

При этом важнейшее назначение социальной сети — личное общение — только набирает свой вес. Еще несколько лет назад MySpace интегрировал в себя функционал Skype чтобы пользователи могли звонить прямо из соц-сети. А люди сегодня предъявляют к технологиям коммуникаций все новые требования, чтобы они были многоточечные – и текстовые, и голосовые и видео, то есть как в реальном мире. Кроме того, пользователь хочет и общения, и развлечения, и готов за это платить даже в России. «Одноклассники» только что раскрыли часть финансовых данных за прошлый год. Выручка социальной сети за 2009 г. выросла в 2,4 раза по сравнению с 2008 г., а чистая прибыль — сразу в десять раз.

Facebook*, одна из самых мощных сетей на сегодня в мире, стала конкурентом Google, ведь и те, и другие борются за время и внимание пользователей, которое конвертируется в доходы от рекламы и других способов монетизации аудитории в онлайн. И если в соцсетях люди сидят часами, то на поисковике время присутствия измеряется минутами. Далее у Facebook* есть свои поисковые механизмы, пусть пока и не такие мощные, как у Google, но это пока, и у Facebook* есть вся необходимая инфраструктура, и у обеих компаний, конечно, есть свои мессенджеры — чтобы удержать человека у себя как можно дольше.

Мы движемся к универсальной платформе, которая будет сочетать в себе и сеть, и поисковик, и мессенджер, и почтовый сервер, и многопользовательские онлайн коммуникации в реальном времени, и многие другие сервисы. И потому нас в ближайшее время ждет нешуточная схватка за аудиторию между такими лидерами интернета, как Google, Facebook* и Skype в мире и mail.ru, Вконтакте и Yandex в России.

Теперь о второй мировой тенденции, которая касается соцсетей. Текстовый мессенджер, к которому мы все привыкли, становится технологией вчерашнего дня — только у ленивого его сегодня нет. Да и голоса тоже уже недостаточно. И зачем переходить в Skype, если можно сделать звонок прямо изнутри соцсети нажатием 1 кнопки? Очередь за видео — это новый этап развития коммуникационных платформ. Причем за видео многоточечным. Как и в реальном мире, связи множественны — общение в группах естественно для людей, ведь общение между нами очень часто происходит не в формате 1 на 1, а сразу с несколькими. Кто-то говорит, кто-то слушает, кто-то перебивает. Группы в реальном мире динамически живут – люди подходят, отходят и меняют свои коммуникационные роли на лету. Так же и в онлайне – все технические возможности для этого сегодня уже есть. Тот факт, что с использованием обычного телефона трудно, сложно и неестественно организовывать конференции, приглашать третьего, связан исключительно с технологическими барьерами телефонного аппарата, телефонной сети, которой уже почти 100 лет, и стандартов телефонной связи, которым уже 30 лет.

Но самый популярный телефонный оператор в мире — Skype (который кстати клиент SPIRIT) сделал голосовые многоточечные конференции очень легкими и естественными. Пяти участников разговора часто достаточно, например, для планирования совместного похода или семейного праздника. Skype существует для обмена впечатлениями, для того, чтобы быть с людьми, о которых ты больше всего заботишься: с друзьями, семьей и коллегами. «Социальные сети решают задачу, как быть в контакте с большим кругом людей», — сказал Джош Сильверман, президент Skype. А если вам хочется сыграть в «мафию» с друзьями или разучить «Полет валькирий» с музыкантами симфонического оркестра, раскиданными по всему земному шару, или обсудить рабочий проект с коллегами из разных часовых поясов?

При этом важно отметить, что общение в соцсетях сегодня естественно дополняется не только категорией «развлечение», но и категорией «работа». Создаются нишевые социальные сети для бизнесменов, чиновников и членов закрытых клубов или отдельных социальных групп. Сервис многоточечных видеоконференций в социальной сети (http://www.VideoMost.com ) — уже не только обмен впечатлениями, но и генерирование идей и создание нового контента.

Следующий шаг в развитии коммуникационных технологий за таким видео, которое позволит вам выглядеть в онлайне так, как вы хотите выглядеть, а не таким, какой вы в реальности. Мы называем это синтетическим 3D-видео. Вместо того чтобы наряжаться и прихорашиваться самому для видеосеанса, можно нарядить своего аватара для онлайн-общения. Другими словами, мы можем управлять трехмерным объектом в реальном времени с помощью движений своей головы, мимики и голоса, без нажатия клавиатуры. Человек может стать в онлайне не только моложе и красивее, но и выбрать себе любого героя — аватара — одеть его и заставить говорить так, как хочется. Включая, например, возможность изменить мужской голос на женский — при этом аватар будет говорить то, что говорит пользователь. Синтетическое 3D-видео — это инструмент создания новых виртуальных личностей пользователя в социальных сетях. И это не футуристический сценарий — такие продукты реально работают уже сегодня (http://www.SeeStorm.com, http://www.Boltoonz.ru).

Обратите также внимание, насколько популярны игры в социальных сетях. Много лет назад мир взорвали Sims. А теперь — фильм «Аватар» и виртуальные миры типа Second Life. 3D в кинотеатрах — это уже не инновация, а норма, и все ведущие мировые производители ТВ уже начали выпуск 3D-моделей телевизоров. Производители 3D-телевизоров рассчитывают продать в 2010 году 2,2 млн штук, а к 2013 году добиться того, чтобы 25% всех продаваемых телевизоров были «трехмерными». Домашняя техника выходит за рамки базового назначения: телевизор, подключенный к интернету, это уже большой экран и видеокоммуникационная и игровая платформа. Домашний ПК — центр создания, редактирования и воспроизведения 3D-контента. Таким образом, следующий ожидаемый шаг — глубокое повсеместное проникновение 3D-технологий в уже сформировавшиеся и создаваемые социальные сети и создание на их базе виртуальных 3D-миров. Как именно все это будет использовать потребитель, мы увидим в совсем близком будущем. А монетизировать виртуальный контент в соцсетях уже научились не только в Китае и в США, но даже в России.

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена