Хотите эффективно учить сотрудников? Постройте образовательный маршрут | Большие Идеи

? Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Хотите эффективно учить сотрудников? Постройте
образовательный маршрут

Как обеспечить организацию нужными навыками

Авторы: Марк Зао-Сандерс , Джорджина Пик

Хотите эффективно учить сотрудников? Постройте образовательный маршрут
David Malan/Getty Images

читайте также

Опасность созависимости

Манфред Кетс де Врис

Берегитесь простых ответов, полученных от больших данных

Дуглас Меррилл

Продадим / не продадим: как улучшить прогнозы отдела продаж во время кризиса

Лиза Ерл Маклеод,  Элизабет Лотардо

Лидер в кризисе

В связи с последними изменениями на рынке труда, в особенности в условиях пандемии COVID-19, дефицит квалификации и навыков мировой рабочей силы быстро нарастает. В прошлом году эксперты Всемирного экономического форума подсчитали, что устранение этих пробелов может привести к росту ВВП на $6,5 трлн к 2030 году. В то же время мир перегружен обучающими материалами. Какой же способ лучше всего подходит, чтобы обеспечить ваших сотрудников именно тем контентом, который поможет им развить навыки, необходимые для устранения дефицита компетенций в вашей организации и достижения ею долгожданных коммерческих успехов?

Для большинства фирм ответ на этот вопрос — составить обучающий маршрут, то есть сформировать определенную последовательность образовательных ресурсов (часто — полученных из разных источников) для выработки необходимых навыков и поведенческих моделей. Корпоративные образовательные системы — платформы для обучения через обмен опытом (Learning Experience Platforms, LXP) и системы управления обучением (Learning Management Systems, LMS) — в работе с пользователем тоже опираются на принцип обучающего маршрута: научитесь этому и сможете делать то. На самом деле каждый раз, когда один сотрудник посылает другому какой-либо контент (по электронной почте или с помощью Slack, Microsoft Teams, LinkedIn), формируется неформальный образовательный маршрут. Курирование контента все чаще вытесняет предыдущий тренд на создание контента. Мы наблюдаем это не только в корпоративном мире. Лавина видеореакций на YouTube и TikTok — тоже проявление популярности курирования и добавочной ценности в массовой культуре.

Лучшие из образовательных маршрутов гармонично объединяют разносторонние материалы в единые, целостные, содержательные и познавательные циклы, которые помогают добиваться важных изменений в профессиональной и личной жизни. Худшие из них (встречающиеся гораздо чаще) добавляют мусора в и так уже засоренное море корпоративного контента и только запутывают и разочаровывают учащихся.

Курирование образовательных маршрутов — отчасти искусство, отчасти наука. Рассмотрим ниже, как формировать подобные ресурсы и как мотивировать людей отправляться в увлекательные познавательные путешествия, которые помогут им не только расширить горизонты, но и добиться большего в карьере.

Как выбрать направление?

Какие именно образовательные маршруты нужны вашей организации? Ориентирами могут послужить релевантные внутрикорпоративные данные: сведения о поисковых запросах, бизнес-приоритеты, материалы по анализу трендов и будущих потребностей в навыках, а также должностные инструкции. В дополнение к этим источникам побеседуйте с вашей целевой аудиторией и узнайте, какие пожелания высказывают сотрудники и какие трудности у них возникают. Продолжайте задавать вопросы, пока не дойдете до коренных причин этих трудностей. Предположим, что коллега сказал вам: «У меня не получаются презентации». Вместо того чтобы броситься создавать обучающий маршрут по оформлению презентаций или сторителлингу, копните глубже, чтобы понять, в чем заключается фундаментальная причина проблемы. Спросите: «Как вы готовитесь к презентациям?», или «Какие у вас ожидания по поводу презентаций?», или «Как вы себя чувствуете перед презентацией и во время нее?» Возможно, вы убедитесь, что коренные причины затруднений вашего коллеги — неуверенность в себе и установка на отсутствие изменений. Это поможет вам построить маршрут, который приведет его к цели. Некоторые из выявленных запросов и направлений с учетом срочности и полезности можно сделать приоритетными, чтобы скорее достичь максимального обучающего эффекта в команде.

В то же время постарайтесь не ограничиваться традиционным корпоративным мышлением: должность, выполняемые обязанности и должностные инструкции — это еще не все, люди гораздо многограннее и разнообразнее своих корпоративных отражений. Если искать идеи, как побудить кого-то учиться, только на основании должностной инструкции, большого успеха это не принесет. Попробуйте более свободный подход, который позволит вам зажечь воображение коллег. Имейте в виду, что название маршрута тоже важно. «Трудные переговоры», «Стойкость» и «Сотрудничество с коллегами» — хорошие варианты, которые вполне могут быть для вас актуальны. Но такие названия, как «Кризисные переговоры», «Как контролировать амигдалу» и «Как учитывать разные точки зрения», могут больше заинтересовать и воодушевить.

Эффективные маршруты

Разобрались в потребностях и интересах целевой аудитории? Теперь пора начать строить маршруты, которые будут им соответствовать. Для построения достойного маршрута нужно тщательно проработать его структуру и выбрать источники обучающих материалов.

Чтобы маршрут был полезным, его структура должна соответствовать его назначению. Вы четко понимаете цель маршрута? Для кого он? Какая у него задача — обучить, проинформировать, вдохновить или что-то еще? Можно ли расставить его части в логической последовательности, которая расскажет учащемуся историю, доступную его пониманию? Удалось ли вам составить правильный набор источников, в котором есть и интересный контент, чтобы привлечь внимание в начале курса, и материалы для углубленного изучения и закрепления полученных знаний? Эти элементы дополняют друг друга или некоторые из них создают ненужное дублирование? Соответствует ли общая длительность маршрута задачам адресатов и смыслу программы?

Затем нужно оснастить построенный каркас обучающими материалами. Заметьте, что наличие у маршрута хоть какой-то структуры заметно ускорит его курирование, так как создаст условия для гораздо более целенаправленного поиска по более конкретным запросам. Приведенный ниже чек-лист поможет вам подобрать правильное наполнение.

? Разнообразие жанров. Многообразие форматов (статьи, видео, подкасты, инфографика и т. д.) поможет сделать программу более интересной, будет способствовать лучшему запоминанию изучаемых концепций, а также позволит создать маршрут, соответствующий более широкому спектру предпочтений учащихся.

? Новизна. Свежий контент жизненно необходим в быстро меняющихся сферах — в частности, таких как машинное обучение. Материалы о направлениях деятельности, которые меняются не так быстро — например, о написании текстов (вроде этой статьи о том, как мы думаем и пишем, опубликованной в 1973 году), могут в течение десятков лет оставаться нестареющей классикой.

? Поставщики. Включите в ваш маршрут материалы от нескольких непохожих друг на друга поставщиков: разнообразие авторского опыта и мировоззрения позволит смягчить влияние малозаметных предрассудков.

? Объем. Малые формы отлично подходят, чтобы привлечь внимание учащихся, представить или подытожить концепции. Их стоит дополнить объемными материалами, которые позволят получить более глубокие знания.

Процесс создания маршрутов, как правило, будет цикличным и нелинейным. Выбор того или иного источника повлияет на состав остальных этапов, ведь с учетом каждого решения вы будете оценивать, какие материалы стоит или не стоит включать в маршрут. Возможно, вы подумаете, что нашли идеальную статью, но позже предпочтете ей курс или видео на ту же тему — из соображений разнообразия, познавательности, новизны и широты охвата (эти качества часто встречаются в рекомендательных системах). Быть может, вы решите вернуться к этапам исследования материалов или планирования маршрута, чтобы прояснить потребности аудитории после того, как больше узнаете о доступном контенте.

Вот пример структуры маршрута по визуализации данных.

? Аперитив — Эдвард Тафти, Beautiful Evidence (основные идеи), Intelligence Squared (YouTube), видео

? Простой, доступный пояснительный материал — The 5 Most Important Principles of Data Visualization (Пять важнейших принципов визуализации данных — прим. ред.), Towards Data Science (источник), статья

? Методология 1 — Data Analysis and Presentation Skills: the PwC Approach Specialization (Анализ данных и навыки составления презентации: подход PwC — прим. ред.), Coursera, курс

? Методология 2 — Data Visualisation: Data Visualisation with Tableau Fundamentals (Визуализация данных: Визуализация данных и основы Tableau — прим. ред.), Future Learn, курс

? Методология 3 — Introduction to Data Visualization in Python (Введение в визуализацию данных на Python — прим. ред.) Towards Data Science (источник), статья

? Первый пример применения навыков — Visualizing Data (Визуализация данных — прим. ред.), Harvard Business Review Insight Center, отчет

? Второй пример применения навыков — Mistakes, we’ve drawn a few (Ошибки, которые мы допускаем в визуализации данных — прим. ред.), The Economist (источник), статья

? Дополнительный материал — Financial Times Visual Vocabulary (Визуальный словарь Financial Times — прим. ред.), The Financial Times (GitHub), инфографика

Популярные маршруты

Если вы построите его, они придут? Чтобы увеличить такую вероятность, объясните все о вашем маршруте и упоминайте о нем в подходящих ситуациях.

У учащихся будет более сильная мотивация уделить время освоению маршрута, если вы объясните им, почему он будет им полезен. В чем бы ни заключались преимущества (будь то необходимость для решения определенных задач, польза для личностного роста или просто приносимая учебой радость), изложите их, чтобы у учащихся была возможность взвесить, стоит ли им тратить на это время и внимание. Ниже перечислены некоторые способы передать, в чем ценность ваших маршрутов.

? На уровне маршрута можно указать в описании, каких целей он поможет достичь учащимся. По возможности приспосабливайте это описание к своей организации или отрасли. Если речь идет о маршруте, созданном для компании в целом, по-своему объясняйте каждой команде, в чем он может помочь именно ей.

? На уровне контента можно давать пояснения — например, указывать, почему тот или иной материал включен в маршрут, или отмечать, какой подраздел особенно хорошо подходит к ситуации в компании. Это не только облегчит обучение и повысит его эффективность, но и покажет учащимся, что создатель маршрута сам тщательно изучил предложенный контент (а так бывает не всегда!).

? Социальное доказательство. Если маршрут курирует или одобряет эксперт по соответствующей теме или влиятельный бизнес-лидер, вероятность того, что учащиеся воспользуются предложенной им программой, повышается.

Чтобы ваш образовательный маршрут привлек должное внимание, вам нужно донести эти пояснения до целевой аудитории. Приурочьте это к мероприятию или ключевой инициативе, где у многих будет возможность с ним заодно познакомиться. Для подкрепления успеха посвятите ему пиар-кампанию на информационном канале, который предпочитает ваша компания. Убедите руководящих сотрудников и других влиятельных стейкхолдеров осознанно продвигать его.

Каждый человек в вашей организации может стать куратором блестящих образовательных маршрутов. Они сыграют важную роль в повышении уровня компетенций для всей организации в целом и для каждого в отдельности. Обучайте ваших сотрудников и побуждайте их становиться экспертами и делиться своими знаниями за счет создания высококачественных и востребованных образовательных маршрутов. Направьте свой персонал на путь, на котором они получат навыки и компетенции, нужные и вашей компании, и им самим.