Как в эпоху перемен построить эффективную команду | Большие Идеи

? Управление изменениями

Как в эпоху перемен построить
эффективную команду

Высокий уровень взаимного доверия в коллективе и возможность открыто высказывать свое мнение непосредственно влияют не только на атмосферу в компании, но и на бизнес-показатели

 Как в эпоху перемен построить эффективную команду
Максим Киселев — профессор, психолог, директор школы бизнеса СберУниверситета / Фото: Предоставлено героем

читайте также

Зачем менять офисную рассадку?

Когда игра не стоит свеч

Джон Балдони

Акционерные общества отживают свой век

Роджер Мартин

Как пережить послепраздничную хандру

Арт Маркман

Сегодня российские компании сталкиваются с большим количество вызовов: турбулентность внешней среды, оптимизация бизнес-процессов, борьба за ценные кадры. Все это как никогда стимулирует фирмы обращаться к корпоративной культуре и инструментам удержания сотрудников, в том числе к созданию условий для комфортной работы и профессиональной самореализации, которая невозможна без атмосферы психологической безопасности. 

Вопросы психологической безопасности сотрудников поднимаются практически с момента появления трудовых отношений. Самые ранние исследования появились в конце прошлого столетия. Одним из первых, кто начал рассматривать фактор вовлеченности персонала с точки зрения его важности для бизнеса, был американский психолог Уильям Кан. Он сформулировал понятие «вовлеченность», в которое он вкладывал физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние сотрудника. Эмоциональный аспект как раз подразумевает состояние психологической безопасности работника. В 1990 г. Кан определил психологическую безопасность как состояние, которое помогает чувствовать принадлежность к организации и вовлеченность в ее деятельность. 

Исследования психологической безопасности также тесно связаны с именем исследователя лидерства Эми Эдмондсон. В своих работах 1999 и 2006 гг. она показала влияние психологической безопасности на эффективность команды. Согласно проведенным Эми исследованиям, фактор психологической безопасности позволяет людям открыто говорить и бросать вызов статус-кво, что необходимо для изменений. Также «открытая среда» помогает учиться на ошибках, повышает вовлеченность и способствует обмену свободной информацией, знаниями между сотрудниками.

Одинаково ли понимается феномен психологической безопасности в разных странах и культурах? Для ответа на этот вопрос используются шкалы голландского ученого Герта Хофстеде, позволяющие проанализировать компанию с точки зрения ценностей: «Дистанция в отношении лидера», «Избегание неопределенности», «Коллективизм и индивидуализм», «Маскулинность». Через призму этих шкал можно понять, какой тип лидерства и корпоративной культуры чаще свойственен компаниям в той или иной стране. Например, Россия относится к типу стран с большой дистанцированностью от власти. Это проявляется и в корпоративных отношениях: топ-менеджеры и руководители кажутся недосягаемыми, следствие этого — низкая вовлеченность и инициативность сотрудников. 

Одно из самых известных последних исследований в области создания эффективных команд провела компания Google. В 2012 г. там запустили долгосрочный проект «Аристотель», чтобы ответить на вопрос: чем эффективные команды отличается от неэффективных. Результаты исследования появились в 2014-м. Оказалось, что доверие и психологическая безопасность внутри команды являются главным критерием их эффективности. 

Что такое психологическая безопасность? 

Как на практике проявляется психологическая безопасность? Это поведение людей, когда они не чувствуют угрозу и не боятся рисков, связанных с тем, чтобы открыто обсуждать проблемы команды, говорить о сложностях в выполнении собственных задач, предлагать идеи и инициативы. Либо люди будут говорить открыто, что очень важно для позитивных изменений, либо они станут молчать и подстраиваться только под начальство. Это соответствует принятым ранее в России практикам управления, когда подчиненные не имели права и возможности открыто говорить с руководством. 

Вовлечение в работу — это точно такое же поведение, и оно будет зависеть от того, насколько человек чувствует себя безопасно в отношении людей, с которыми он работает. Эдмондсон определяла психологическую безопасность именно как восприятие последствий риска в определенном контексте. В нас всегда борются две стремления — к стабильности и изменениям, и они постоянно находятся в некотором конфликте. Возможность бросить вызов существующему положению вещей, попытаться что-то изменить и не опасаться осуждения является необходимым критерием создания атмосферы психологической безопасности в коллективе.

Доверие и безопасность также связаны с доступностью информации. Свободный обмен данными — один из ключевых факторов эффективной работы сотрудников, повышения производительности и появления новых идей. Некоторые руководители до сих пор живут с установкой, что владеть информацией, например о планах развития компании или ее результатах, должны те, кто иерархически выше, что для многих является символом власти и контролем над ситуацией.

Все модели управления изменениями говорят об одном: необходимо снять барьер сопротивления изменениям. Это происходит в три этапа: сначала необходимо «разморозить» существующие установки и практики, создающие сопротивления, затем внести изменения, зафиксировать их и имплементировать в работу компании. 

SHIVA-мир 

Сейчас мы живем в мире, в котором изменения стали настолько быстрыми, что мы называем это эпохой турбулентности. Современные исследователи называют его SHIVA-мир. Аббревиатура расшифровывается как:

  • Split (расщепленный) — современный мир хаотичен. 
  • Horrible (ужасный) — кризисы современного мира в любой момент способны привести к краху и наступают внезапно.
  • Inconceivable (невообразимый) — жесткий режим неопределенности бросает новые вызовы. Умение работать в таком режиме становится ключевой компетенцией.
  • Vicious (беспощадный) — любая ошибка чревата крахом, поэтому нет права на ошибку.
  • Arising (возрождающийся) — преодолев кризис, мир обязательно возродится и выйдет на новую ступень развития и обновления. 

Когда на глобальном уровне люди теряют ощущение безопасности, становится особенно важным, чтобы в своих командах они ее чувствовали. В таком контексте постоянных изменений многие оказываются в положении ребенка и на лидера команды начинают смотреть как на родителя. В спокойные времена руководитель может не быть лидером компании, но в кризисный период у него нет никаких других опций, кроме как принять на себя отцовскую роль. Ощущение безопасности будет зависеть не от того, что руководитель говорит, а от того, что он делает и что чувствует. Иными словами — никакая фальшь здесь не работает. Если руководитель говорит: «Не волнуйтесь, все будет хорошо», а сам в это не верит, то и ему никто не поверит. 

Психологическая безопасность в российских компаниях 

Еще в начале 2000-х в России была широко распространена неэффективная система взаимоотношений между руководителями и подчиненными, когда взаимоотношения в компании директивны, действуют строгие корпоративные правила, а между начальством и сотрудниками — большая дистанция. Естественно, в таких условиях не приходится говорить об эффективности команд, построенной на атмосфере открытости и психологической безопасности. 

Приведу один пример. В начале 2000-х я проводил опрос среди сотрудников одной из крупнейших российских нефтяных компаний. Он показал, что в регионах люди воспринимали тех, кто работает в московском офисе, как абсолютно недоступных небожителей. Одной из рекомендаций стало сокращение дистанции между руководством и сотрудниками, между регионами и Москвой. В первую очередь все члены правления стали выезжать в регионы и встречаться с командами. С бригадами на предприятиях топ-менеджмент общался без прямого руководителя. Это происходило потому, что при начальнике люди не чувствовали себя в безопасности, они боялись говорить о насущных проблемах и высказывать свои предложения. Однако идеи именно рабочего персонала порой несут в себе самые ценные сведения для компании. Новый формат, когда можно открыто говорить, стал отлично работать.  

К счастью, сегодня ситуация уже во многом поменялась. Эту тенденцию подтверждают и последние исследования. Так, «СберУниверситет» изучал феномен осознанного неподчинения российских сотрудников. Согласно полученным данным, сегодня почти половина опрошенных готовы не выполнять поручения, если считают их ошибочными, и прямо заявить об этом руководству.  

Сегодня российские компании, которые стремятся к росту и развитию, активно занимаются вопросами создания в коллективе атмосферы доверия и безопасности. На этом фоне роль HR в российских организациях становится стратегической. Практически любая крупная компания уже может похвастаться политикой «открытых дверей» и высоким уровнем доверия.   

Роль лидера в формировании психологической безопасности

Традиционное лидерство с иерархической системой постепенно остается в прошлом. Сегодня все чаще говорят о гибком лидерстве. Согласно этой концепции, руководитель хочет, чтобы каждый в команде был гибким лидером в своей области. Конфликта за первенство в таких командах не возникает, если присутствует психологическая безопасность, а также грамотно распределены роли и обязанности.

Однако не каждый руководитель — лидер. К сожалению, многие управленцы путают открытую среду и возможность высказываться с претензией на власть и неуважением. И это тонкий психологический момент. Дело в том, что нередко люди, попадающие на руководящие позиции, обладают множеством комплексов. В первую очередь речь идет про комплекс неполноценности, который влечет за собой гиперкомпенсацию. Такой лидер будет изводить других, чтобы подчеркнуть свои властные полномочия. В результате получается токсичный руководитель. К счастью, таких менеджеров в российских компаниях мы видим все меньше, что связано с внедрением новых подходов и технологий управления. Один из таких последних подходов  — человекоцентричность, который ставит в центр бизнес-модели человека с его ценностями, интересами, устремлениями. 

Советы по созданию психологической безопасности в командах

Различные исследования и примеры из жизни подтверждают, что доверие и психологическая безопасность влияют на бизнес-показатели. Один из самых ярких негативных примеров показала компания Toshiba, когда во время кризиса 2008 г. понесла огромные убытки из-за токсичной корпоративной культуры и отсутствия доверия между руководством и сотрудниками. Чтобы сделать психологическую безопасность элементом корпоративной культуры компании, необходимо предпринять следующие шаги:

— защищайте подчиненного, который высказывается, предлагает идеи и конструктивно критикует; 

— объясняйте, какие ответы считаете приемлемыми, предпочтительными, желательными, а за какие даже готовы вознаградить;

— будьте примером. Если вы занимаете руководящую позицию и не согласны с правильностью задачи и требованиями другого авторитетного лица, выскажитесь;

— помогите сотрудникам не бояться авторитетов. Убедите их: чем раньше они начнут открыто выражать сомнение, тем лучше будет для всей команды.