Голливудские уроки: как киноиндустрия выжила под натиском цифровой трансформации | Большие Идеи

? Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Голливудские уроки: как киноиндустрия выжила под натиском
цифровой трансформации

Чем опыт киностудий может быть полезен игрокам из других отраслей

Автор: Майкл Смит

Голливудские уроки: как киноиндустрия выжила под натиском цифровой трансформации
Leonard Mc Lane/Getty Images

читайте также

Лучший вариант электронного маркетинга для смартфона — это рассылка

Никко Меле

Как Yahoo обманула своих пользователей, четко последовав их указаниям

Дэвид Вайнбергер

Как понять, что вас скоро уволят

Сьюзан Пепперкорн

Плохой босс не дает вам проявить свой талант?

Альфредо Беренс

Когда бизнес-лидеры говорят о цифровой трансформации, часто они уделяют больше внимания слову «цифровая», чем слову «трансформация». Это серьезная ошибка, которую легко допустить. Если речь заходит о трансформации, первый вопрос, который следует задать, должен звучать так: «О какой трансформации мы говорим, и как она отличается от других трансформаций рынка, с которыми прежде сталкивалась моя компания?»

У меня есть некоторые мысли на этот счет. В течение последних 20 лет исследований и преподавания я уделял особое внимание тому, как цифровая трансформация влияет на компании и рынки, и эта работа позволила мне выделить две важные характеристики цифровой трансформации. Каждая создает новые проблемы и возможности для лидеров отраслей.

Суть первой характеристики в том, что цифровая трансформация создает изобилие там, где прежде наблюдался дефицит. В конце концов, чего может быть больше, чем цифровой закодированной информации, которую можно воспроизвести бесконечное число раз, без дополнительных затрат и без потери качества? Поскольку большинство бизнес-моделей опираются на идею контроля дефицитных ресурсов, этот аспект цифровой трансформации может быть разрушительным и плохо поддаваться переосмыслению.

Суть второй характеристики в том, что цифровая трансформация часто затрагивает многие области конкурентной среды компании одновременно. Такой масштаб может вести к тому, что опытные менеджеры, привыкшие оценивать угрозы отдельных трансформаций рынка, упустят совокупную угрозу, вызванную множеством цифровых изменений, происходящих в одно и то же время.

Давайте рассмотрим опыт киноиндустрии за последние 10 лет, иллюстрирующий, как эти две характеристики могут создать проблемы даже опытным руководителям исторически доминирующих компаний.

В 2015 году мой коллега Рахул Теланг и я пригласили топ-менеджера крупной голливудской студии выступить перед нашим классом и рассказать о том, как технологии меняют его бизнес. В какой-то момент Рахул спросил, волнует ли его угроза, что новые игроки вроде Amazon, Netflix и Google могут подорвать положение на рынке крупных студий. Руководитель презрительно фыркнул. «Последние 100 лет в нашем бизнесе доминируют одни и те же шесть студий, — сказал он. — И это не случайно».

Топ-менеджер был прав: одни и те же шесть студий доминировали в киноиндустрии примерно 100 лет, в течение которых они столкнулись с огромными сдвигами почти в каждом аспекте создания, распределения и потребления контента. Если ни одно из этих событий не изменило их положения на рынке, почему его должна была изменить цифровая трансформация, с которой они столкнулись в 2015 году? Потому что она создавала изобилие нового типа и новый, значительно более быстрый темп изменений.

Те шесть студий сохраняли свое положение весь ХХ век, так как могли контролировать три ключевых дефицитных ресурса: финансовые и технологические средства создания контента; каналы, необходимые для его распространения; и возможность прибегать к закону об авторском праве, чтобы контролировать доступ потребителей к контенту.

Однако в 2015 году игроки киноиндустрии осознали, что благодаря цифровым технологиям каждый из этих дефицитных ресурсов стал избыточным. Новые цифровые технологии обеспечили демократичный доступ к инструментам, необходимым для создания контента. Новые цифровые каналы позволяли авторам получить доступ к аудитории, не обращаясь к ограниченным возможностям эфирного телевидения, кинотеатров и офлайн-магазинов. А цифровое пиратство позволяло потребителям получить доступ к контенту бесплатно, что ставило под сомнение бизнес-модели студий.

В то время как цифровая трансформация вела к изобилию дефицитных ресурсов, прежде определявших положение на рынке, она также создавала новый дефицитный ресурс, и, следовательно, новый источник конкурентного преимущества — внимание клиентов.

Проблема, с которой столкнулись студии, заключалась в том, что у них не было прямого доступа к своим клиентам. Конечно, они могли пользоваться показателями кассовых сборов или телевизионным рейтингом, чтобы узнать, сколько человек посмотрели тот или иной фильм в конкретном городе, или каковы общие демографические характеристики потребителей, которые смотрели передачи в прайм-тайм прошлым вечером, но они не могли ничего узнать о своих клиентах как о людях и не контролировали каналы, которые могли позволить им использовать новые источники подробных данных о клиентах, чтобы управлять их поведением и влиять на него.

Хуже того, компании, которые смогли это сделать, — Netflix, Amazon и YouTube (принадлежащий Google), — использовали подробные данные о клиентах для объединения своего влияния на цифровые стриминговые каналы и использования этого влияния для вертикальной интеграции при создании контента.

В 2015 году казалось, что крупные студии просто зачахнут и умрут как многие другие ведущие компании в других отраслях, испытавших влияние подрывных инноваций. Но этого не произошло. И причины, по которым этого не произошло, показывают путь для руководителей из отраслей, столкнувшихся с цифровой трансформацией.

Почему киностудии смогли отреагировать на угрозу со стороны новых цифровых технологий? Потому что они перестали защищать существующую бизнес-модель, включавшую продажу доступа к дефицитному контенту, продаваемому по дефицитным каналам путем заполнения мест в кинотеатрах, продажи рекламы на телевидении в прайм-тайм и продажи блестящих пластиковых дисков по $20 за штуку, и вспомнили о лежащей в основе их бизнеса миссии — создании развлечений и их демонстрации подходящей аудитории.

Руководствуясь этими постулатами, студии начали внедрять новые технологии и новые бизнес-модели, включая создание захватывающих платформ цифровой дистрибуции, в том числе Disney+, HBO Max, Peacock и Hulu, и провели активную реструктуризацию, благодаря которой привели старую организационную структуру в соответствие с новыми реалиями бизнеса, и значительные культурные изменения, позволяющие перейти от интуитивного маркетинга к принятию решений на основе данных и доказательств.

Компании, столкнувшиеся с цифровой трансформацией, могут извлечь три урока.

Во-первых, взгляните на дефицитные ресурсы, всегда определявшие положение на рынке в вашей индустрии, и спросите, может ли цифровая трансформация заменить этот дефицит изобилием. Может ли цифровое изобилие ослабить ценность бренда вашей компании, как это произошло в гостиничном бизнесе? Может ли оно уменьшить ваш контроль над производством и распространением информации, как случилось в индустрии новостей? Может ли оно изменить сам характер вашего продукта, как в случае с энциклопедиями, мобильными телефонами, такси и автомобильной промышленностью?

Во-вторых, оцените, создает ли цифровая трансформация новые дефицитные ресурсы, находящиеся вне вашего контроля — и какие организационные и культурные изменения необходимы, чтобы получить доступ к этим новым источникам конкурентного преимущества.

В-третьих, вместо того чтобы оплакивать изменения, которые может внести трансформация в вашу устоявшуюся бизнес-модель, внимательно посмотрите на свою миссию и подумайте, можно ли (и как именно) использовать новые цифровые технологии, чтобы лучше осуществлять ее.

Все эти уроки важны, однако третий из них самый главный. Вполне естественно смотреть на цифровую трансформацию, в первую очередь, как на угрозу. Чтобы увидеть в ней возможности, нужен лидер. Именно лидеры индустрии развлечений смогли правильно отреагировать на цифровой вызов. Если реакция на цифровую трансформацию, обусловленная миссией, сработала в Голливуде, то и вашей компании она сможет принести выгоду. Просто представьте это.