Четырехдневная рабочая неделя: за и против
Шарлотт Локарт , Эшли УиллансВ июне 2021 года компания Kickstarter вошла в число организаций, объявивших о начале экспериментов с четырехдневной неделей. С 2022-го ее сотрудники будут работать не 40, а 32 часа, при этом ожидается, что и их зарплата, и уровень производительности останутся прежними. Хотя СМИ слишком раздувают значимость недавних исследований по эффективности неполной недели, в целом ученые подтверждают, что сокращение рабочих часов может снизить стресс сотрудников и улучшить их самочувствие без ущерба для продуктивности — правда, только если компании удалось корректно перейти на новый режим труда.
Но что это значит на практике? Я, Эшли, изучаю вопрос с академической точки зрения в контексте затрат времени и средств и уровня счастья сотрудников, а Шарлотт возглавляет глобальную некоммерческую организацию, финансирующую исследования четырехдневных форматов труда и изменений сферы занятости. Мы составили пошаговую инструкцию, чтобы помочь компаниям спланировать и реализовать переход на сокращенную неделю. Ниже мы в основном говорим об офисной работе — но убеждены, что наши рекомендации применимы к любой фирме, где в принципе возможно изменить график труда.
шаг 1
СКОРРЕКТИРУЙТЕ ПОДХОД
Психологические изыскания дают понять, что большинство из нас склонно фокусироваться на объективных, легко измеримых количественных метриках (отработанные часы), а не на качественных показателях (результативность или благополучие). В итоге многие компании считают доказательством стараний сотрудников скорость ответа и проведенное в офисе время — даже если эти параметры редко коррелируют с пользой человека для организации.
Чтобы четырехдневная неделя имела смысл, лидерам необходимо изменить свое мышление и начать ценить реальную производительность, а не только отработанные часы. Руководители должны создать атмосферу, в которой сотрудники не боялись бы наказания за внимание к семейным проблемам, — и, прежде всего, должны сами подать пример поддержания здорового баланса между работой и личной жизнью. Исследования Эшли показывают, что для смещения акцентов полезно представлять сотрудникам сокращение рабочей недели как часть корпоративной политики, а не как какой-то побочный проект.
Инициатива может иметь непредсказуемые последствия. Многие руководители допускают одну и ту же ошибку: они пытаются еще до начала пилотного проекта предусмотреть все проблемы и избежать любых рисков. Планирование, конечно, важно — а вот постоянное желание подстраховаться бесполезно: справляться с реальными сложностями можно только методом проб и ошибок, а не на закрытых совещаниях.
Следует признать и то, что не все примут изменения, кто-то даже может покинуть компанию. Ничего страшного. Руководитель должен открыто говорить о том, что новый план необязательно подойдет каждому. Помните: когда недовольные увольняются, они освобождают места тем, кому новая культура по душе, следовательно, их приход усилит команду и компанию в целом.
шаг 2
ОПРЕДЕЛИТЕ ЦЕЛИ И МЕТРИКИ