Исламские финансы завоевывают глобальный рынок | Большие Идеи

? Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Исламские финансы завоевывают
глобальный рынок

Авторы: Риман Амир , Али Назим

читайте также

Четыре неожиданных способа повысить продажи по телефону

Мэттью Диксон,  Тед Маккенна,  Том Шеперд

Переговорный тупик: что делать, если вы не можете договориться

Станислав Мартынов

Ковчег для бизнеса: как применить стратегию Ноя в 2020 году

Марк Розин

«Нас ждет революция в сфере занятости»

Юлия Фуколова

Исламская финансовая система переживает бурный рост. Все больше услуг в мире предоставляется в соответствии с исламскими религиозно-правовыми нормами — шариатом. Банковский ­бизнес, построенный на его принципах, стал для мусульманских рынков обычным ­явлением. В 2005 году более половины вкладов в Саудовской Аравии и около 40% ­— в других ­странах Персидского залива управлялись по законам шариата. К 2010 году отвечать требованиям ­ислама будет пятая часть банков Малайзии. По оценке Standard & Poor’s, уже около $750 млрд управляется в соответствии с шариатом. А по данным Всемирного банка, исламские услуги предлагают более 300 финансовых учреждений. Примерно четверть населения Земли — мусульмане, и через ­десять лет половина их сбережений может храниться в шариатских банках.

Финансовые операции «по шариату» уже перешагнули границы мусульманских стран. Например, консорциум инвесторов из США и с Ближнего Востока приобрел у Ford производ­ст­во автомобилей Aston Martin за $848 млн. Сделка отвечала исламским законам — этого требо­вали кувейтские участники. Вторая по величине в США сеть кафе Caribou Coffee контролиру­ется частной инвесткомпанией, которая управляет своими капиталами по законам шариата.

Неудивительно, что этой тенденцией заинтересовались глобальные игроки. Citigroup, HSBC, Deutsche Bank, Standard Chartered, ABN AMRO и множество других банков создают ­исламские подразделения. Они инвестируют в продвижение услуг на мусульманские рынки и сотрудничают с независимыми специалистами по шариату — в частности, формируют «шариатские ­наблюдательные советы», которые помогают банкам следовать исламскому законодательству и оценивают новые продукты и сделки. (О том, как кредитные организации подстраиваются под требования шариата, можно узнать из отчета «Развитие индустрии исламских финансовых ­услуг» за май 2007 года, который размещен на сайте ifsb.org.)

Ключом к успеху этого сектора стала скорость разработки предложений. В их числе разнооб­разные услуги для организаций и частных лиц (лизинг, жилищное финансирование, потребительские кредиты), сотни паевых фондов, инвестирующих в недвижимость, и иные низкорисковые услуги, например срочные банковские вклады. Стремительно развивается рынок так называемых сукуков — это род облигаций, отвечающих шариату. О намерении выпустить подоб­ные ценные бумаги заявил Центральный банк Японии, на рынке уже обращаются сукуки герман­ской Федеральной земли Саксония и одной из техасских нефтяных компаний.

Банкам традиционного типа и законодателям стоит обратить внимание на некоторые прин­ципы исламской финансовой системы. Например, шариат требует, чтобы участники ­сделки ­сообщали друг другу обо всех ее рисках и выгодах. Если бы компании работали по таким правилам, они избежали бы кризиса плохих кредитов. А запрет на продажу товаров и ценных ­бумаг без покрытия мог бы остановить спекулятивные сделки, которые дестабилизируют развивающиеся рынки. Также было бы сложнее составлять расплывчатые финансовые ­контракты с множеством скрытых штрафов и темных мест. Но наиболее интересен следующий запрет, лежащий на стыке финансовой деятель­но­сти и этики: люди не должны извлекать выгоду из того, что считают безнравственным. В современной корпоративной среде все большее значение придают тому, чтобы следовать этическим принципам. В ислам­ском бизнесе уже созданы формальные механизмы контроля, помогающие соблюдать шариат. Они могут послужить моделью для компаний, которые уделяют внимание корпоративной социальной ответственности.