читайте также
Капитализация сети отелей Hilton, которая владеет недвижимостью на $9 млрд, составляет $19 млрд. Онлайн-платформе Airbnb не принадлежит ни одного апартамента, но это самая дорогая — $25 млрд — компания в индустрии гостеприимства. У Uber тоже нет материальных активов, а он уже получил свыше $1 млрд инвестиций и оценивается более чем в $60 млрд. Для сравнения: самые дорогие компании России «Газпром» и «Роснефть» стоят примерно по $51 млрд.
В 2015 году многие глобальные предприятия с наибольшей капитализацией были «платформными» (см. статью «Как создать Uber или Airbnb для своего продукта»). К ним относят не только «чистые» платформы, которые сводят поставщиков с потребителями, но и продуктово-платформные компании, такие как Apple. Быстрый рост при невысоких издержках — весьма привлекательное для бизнеса сочетание.
Платформы размывают границы рынков и подрывают бизнес традиционных игроков. Недавно IBM Institute for Business Value провел опрос более 5 тысяч топ-менеджеров из 70 стран мира. Главной угрозой для своего бизнеса большинство опрошенных считает «уберизацию», или появление конкурентов из других отраслей. На банковский бизнес наступают технологические компании, на технологический — консалтинговые фирмы, а поисковики давно уже стали всеядными и успешно пасутся на полянах медиа, ритейла, рекрутинга и многих других — всего и не сосчитать. Новые конкуренты появляются непонятно откуда, словно черт из табакерки. «Не вторгнутся ли игроки из смежных сегментов рынка в нашу сферу? Не попытаются ли бывшие водопроводчики конкурировать с нами?» — задается вопросом руководитель фирмы, занимающейся цифровым маркетингом.
Не преувеличены ли эти страхи? Называют же некоторые западные СМИ «экономику по требованию» мыльным пузырем. Свежий повод для апокалипсических предсказаний — банкротство компании SpoonRocket. Этот популярный сервис по доставке еды успел за три года привлечь более $13 млн инвестиций от Y Combinator и других фондов, но задохнулся из-за конкуренции и недостатка финансирования. И вот уже многим платформам предрекают судьбу компаний, не переживших кризис доткомов.
Как написал по этому поводу журнал Inc., проблема не в неудачной бизнес-модели платформ как таковой. Просто многие уверены, что достаточно водрузить веб-сайт на вершине традиционного бизнеса — и дела сразу пойдут в гору. Но удобного приложения и быстрой доставки маловато для успеха. Нужно пересмотреть стратегию, изменить принципы управления, создать отличный продукт, нарастить сеть продавцов и покупателей.
Когда на рынке традиционных компаний появляются платформы, они почти всегда побеждают в конкурентной борьбе, утверждают авторы статьи «Сетевой эффект как новый двигатель экономики». Вариантов здесь немного: либо вы «осваиваете новые правила стратегии, уместные в мире платформного бизнеса, либо готовитесь уйти с рынка». А ваше место на нем займут, к примеру, бывшие водопроводчики.