читайте также
Для большинства российских компаний наступили непростые времена — отсутствие дешевых заемных денег, экономические и институциональные проблемы замедляют развитие бизнеса или делают его ведение невозможным. Во многих российских офисах царят растерянность и апатия. Все ждут, когда ситуация изменится.
В статье «Будущее: правила выживания» Ричард Доббс, Тим Коллер и Шри Рамасвами утверждают, что «золотое» время, когда крупнейшие североамериканские и европейские транснациональные корпорации купались в успехе, также подходит к концу. Новые конкуренты с развивающихся рынков все чаще опережают западных «старожилов». В 1990 году 5% компаний из списка Fortune Global 500 были основаны в развивающихся странах, к 2013 году их количество возросло до 26%, а через десять лет оно увеличится до 45%. Китайские, индийские, бразильские компании активнее, маневреннее. Они ориентированы на долгосрочное развитие, а не на краткосрочную прибыль. Сейчас перед талантливыми людьми из развивающихся стран открываются новые возможности, считают авторы статьи.
Может быть, это шанс и для российских компаний?
«Чтобы реализовать шанс, необходимо наличие потенциала, — говорит декан Высшей школы бизнеса МГУ Олег Виханский. — А наши компании не умеют работать на конкурентных рынках». В одном экономическом вузе недавно провели исследование о международной экспансии крупных российских и китайских компаний. Принципиальный вывод — китайские идут на высококонкурентные рынки, а наши — на географически близкие, где можно использовать административный ресурс.
Даже во многих отраслях российской экономики наши компании вчистую проиграли иностранным. Но самые умные и быстрые нашли точки роста и добились впечатляющих результатов.
О новых глобальных возможностях рассуждает в этом номере и Майкл Портер: «На наших глазах происходит самое значительное преобразование со времен Второй промышленной революции конца XIX — начала XX века». Интернет вещей — интеллектуальная система, в которой люди и устройства взаимодействуют друг с другом — трансформирует рынки, организации, модели потребления.
Но прежде всего должны измениться лидеры компаний. А меняться самому гораздо сложнее, чем ждать, когда погода улучшится.