Руководитель Tommy Hilfiger о том, как переломить спад, продав бренд | Большие Идеи

? Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Руководитель Tommy Hilfiger о том, как переломить спад,
продав бренд

Бренд Tommy Hilfiger— одеж­да в стиле преппи —взлетел в 1990-е. Американский рынок быстро насытился, и спрос резко упал. Геринг взял курс на продажу компании фонду прямых инвестиций и резко сократил бизнес — с прицелом на дальнейший рост.

Автор: Геринг Фред

Руководитель Tommy Hilfiger о том, как переломить спад, продав бренд

читайте также

Без лишних слов: что делать, если подчиненные требуют от вас чрезмерного общения

Ребекка Найт

Работаем ли мы эффективнее, имея больше дней на отдых

Джек Зенгер,  Джозеф Фолкман

Семь верных способов потерпеть фиаско

Кэрролл Пол,  Муи Чанка

Экзамен для лидера

Елена Евграфова

Я познакомился с Томми Хилфигером, кажется, в 1990 году — он уже был широко известен в индустрии моды. В 1960-х этот подросток из глубинки мечтал о стильной одежде, которая в его городке не продавалась. Томми с друзьями стали ездить в Нью-Йорк, покупать там несколько дюжин клешей и других крутых прикидов и продавать прямо из багажника машины. Ему не было и двадцати, когда он с партнером открыл первый подвальный магазинчик People’s Place, быстро переросший в небольшую сеть.

В середине 1980-х Томми переехал в Нью-Йорк, нашел спонсора и запустил собственный бренд — классика Восточного побережья США, но с небрежностью, усвоенной Хилфигером в Калифорнии. В 1985 году на Таймс-сквер появился билборд, ставивший Томми Хилфигера в один ряд с Кельвином Кляйном, Ральфом Лореном и Перри Эллисом. Это было смелое заявление, но его запомнили — и не зря.

В 1990-е бренд Tommy Hilfiger стал одним из ярчайших в моде. Я начал сотрудничать с ним в 1996 году: участвовал в стартапе, продававшем продукцию Hilfiger в Европе по лицензии. Бизнес Томми в США тогда был на пике. В период с 1997 по 2000 год общие продажи компании выросли более чем вдвое, на фондовом рынке тоже был успех. Но за все приходится платить. Бренд был слишком раскручен, продажи росли чересчур быстро. В США забыли о своих изначальных установках. Когда спрос упал и пришлось делать скидки, дизайнеры компании начали создавать дешевые модели, которые и выглядели дешево. Дальше — больше. В начале 2000-х продажи Tommy Hilfiger в США падали из года в год. Пришел новый гендиректор и предложил радикальный план по покупке ряда компаний и превращению в мультибренд. По мне, все это выглядело сомнительно.

Ситуацию было сложно переломить еще и потому, что мы были публичной компанией и от нас ждали ежеквартального роста. Иногда, чтобы сделать бизнес доходным и стабильным, правильнее сократить его — но под прицелом инвесторов это нелегко. Когда я начал выстраивать стратегию для Tommy Hilfiger, я и представить себе не мог, что мы найдем фонд прямых инвестиций, который выкупит компанию. Но в конце концов я понял, что таков оптимальный путь к восстановлению мощного бренда, и убедил в этом совет директоров. Я  и сегодня убежден, что был прав.

Мы с Томми отлично сработались, хотя биографии наши совсем не схожи. Я вырос в Голландии, там же получил степень по деловому администрированию. После учебы отправился работать за границу, провел год в Гонконге, год в Гондурасе, затем приехал в Нью-Йорк. С 1980 по 1983 год я работал в компании, торговавшей бриллиантами инвестиционного качества, но рынок рухнул, и компания закрылась. Следующие четыре года я как независимый консультант помогал европейским компаниям, желавшим войти на американский рынок, и впервые столкнулся с индустрией моды. В 1985 году я познакомился с легендарным гонконгским инвестором Силасом Чу, работавшим с разными модными компаниями — от Ralph Lauren до Michael Kors.

В 1987 году Силас предложил мне переехать на родину, в Амстердам, и помочь с европейскими активами Polo Ralph Lauren: у него там были интересы. Этим я занимался четыре года, а затем, когда Силас вместе с партнером, канадским производителем одежды Лоуренсом Строллом, приобрели английскую компанию Pepe Jeans, руководил ею с 1992 по 1999 год.

В конце 80-х Силас и Лоуренс продали европейский бизнес Ralph Lauren и стали мажоритариями Tommy Hilfiger. Хотя у Томми были и творческий запал, и деловая жилка, он осознал, что хорошие партнеры помогут компании, и опыт Силаса ему весьма пригодился. В 1992 году они с большим успехом провели IPO.

Размывание бренда

В течение следующих лет мы наблюдали, как множество европейских ритейлеров — ­клиентов Pepe Jeans — ездят в Нью-Йорк за одеждой Tommy Hilfiger.

У этого бренда была невероятная репутация в Европе. Мы с Силасом задумались о приобретении лицензии на продажу Hilfiger в Европе и в 1996 году подписали сделку. Следующие несколько лет привели нас к важному решению не уходить от нашего основного направления — классической одежды премиум-уровня. В то же время Tommy Hilfiger расширил американскую линейку мешковатыми джинсами, свитерами с огромными логотипами… все это мешало традиционному восприятию бренда. Если вы и так большие и заметные, не надо усугублять картину гигантскими лейблами — это сработает против вас. К 2000 году бренд в США достиг пика популярности и стал ощущать сопротивление рынка.

В модной индустрии падение спроса ведет к скидкам. Если вы слишком долго даете скидки, приходится менять технологии пошива и разработки моделей. На протяжении ряда лет модельеры Tommy Hilfiger выпускали рубашки, которые продавались за $79, но имели такой вид и качество, что их купили бы и за $89. Теперь же рубашки продавались всего за $49. Чтобы получить прибыль в этих условиях, приходится сильно экономить на материалах, стиле и качестве. Модели стали разрабатывать с учетом дисконта, и бренд стал еще больше размываться.

В нашем европейском дивизионе я решил не продавать модели сниженного качества. Чтобы преуспеть в Европе, нам нужны были рубашки за $99, которые бы выглядели на $150.

К 2001 году мы приняли меры к снижению зависимости от американцев, создали собственный дизайн-центр и сеть поставок. С 2000 по 2006 год, пока американские продажи падали, европейские росли практически на 50% в год. Сначала наш успех мало кто замечал, ведь наши объемы составляли едва ли 10% от двухмиллиардной компании. Но потом продажи в США упали до $1 млрд, затем до $800 млн — а наши выросли до $400 млн, потом до $500 млн… Я надеялся, что люди поймут: нашу стратегию пора перенести на всю компанию. Но глобальное руководство и совет директоров находились в Нью-Йорке и думали только об американском бизнесе — к тому же испытывая сильный прессинг акционеров. Они считали, что надо попытаться вернуть утраченные позиции и снова нарастить обороты в США. В 2003 году в компанию пришел новый СЕО, который сделал ставку на рост путем поглощений других ­брендов и стал набирать команду для реализации новой стратегии.

Я же думал и говорил совсем другое: надо сосредоточить ресурсы на наиболее прибыльных и активных дивизионах, а не пытаться восстановить каналы американского сбыта — пусть они и дальше падают и теряют вес. Я пришел к этой идее, изучив финансовые показатели компании и сделав расчеты. Подразделения Hilfiger в Канаде и Европе были успешны. В Северной Америке у компании было 125 фабрик-магазинов, создававших продукцию, — они тоже приносили прибыль. Но продажи в американских универмагах шли из рук вон плохо. Плюс мы не могли избавиться от огромных затрат. Поэтому рентабельность оставалась невысокой.

Прямые инвестиции спешат на помощь

С публичной компанией операцию самоуменьшения провернуть почти невозможно. Это слишком рискованно, ведь валовая выручка упадет чересчур резко. Акционеры не потерпят этого. Но экономия, которую мы рассчитывали получить, включала и отказ от затрат на публичность компании. Открытое акционерное общество платит юристам и консультантам, и мало кто представляет, во что это обходится.

Я попытался убедить совет директоров. Бывший СЕО, ныне председатель совета, согласился со мной. Томми тоже поддержал мой план. Но действующий СЕО был против, а многие члены совета воздержались от оценок. До этого я мало общался с советом, а СЕО был нанят этими директорами и вот уже полтора года убеждал их в своей правоте. Конечно, у них были сомнения, ведь они больше думали об ­ответственности­ перед акционерами, а не о предпринимательской стратегии. Совет директоров ответил мне, что, если я хочу реализовать свой план, я должен найти компанию, готовую нас купить. Я стал вести переговоры с различными фондами прямых инвестиций — и в итоге совет директоров выставил Tommy Hilfiger на аукцион. Процесс занял около полугода. Лучшее предложение пришло от частной инвестиционной компании Apax Partners. Ее головной офис находится в Европе, где позиции бренда крепки. Это помогло Apax сделать нам предложение, невзирая на сложности в Америке. В мае 2006 года мы закрыли сделку и начали масштабную реструктуризацию. Пришлось принять неприятное решение о сокращении американского штата на 40% и переместить штаб-квартиру и большую часть руководителей глобального бизнеса в Амстердам. В качестве частной компании мы были избавлены от необходимости достигать искусственных краткосрочных целей. Можно было сосредоточиться на выстраивании оптимальной структуры и долгосрочной стратегии, а не беспокоиться об очередном квартальном отчете. Мы создали стратегический альянс, сделав нашим эксклюзивным розничным партнером в США универмаги Macy’s. Macy’s и так давали нам 75% оптовых продаж в Америке; доведя цифру до 100%, мы укрепили их лояльность.

Стратегия по краткосрочному сокращению бизнеса в Штатах заложила основу для восстановления: бренд вернул свои позиции на рынке менее чем за четыре года. Просчитанные инвестиции в дизайн коллекций, модные показы и продолжение широко освещаемого сотрудничества с иконами мира искусства, спорта и развлечений — все это позволило поднять имидж бренда в США на ту же высоту, что в других странах. Одновременно нам удалось сфокусировать внутренние ресурсы, чтобы продолжить в нужном темпе глобальный рост.

Сотрудничество с Apax открыло глаза на многое. Обычно фонды слишком давят на компании и чересчур урезают их расходы — но с нами все было иначе. Отчасти потому, что инвесторы не смотрели на Tommy Hilfiger как на вялую, разбухшую компанию: мы пришли к ним с планом сокращения затрат, и они были поражены нашей решительностью. Поскольку наш подход сразу дал результаты, они были готовы продолжать инвестировать в бренд. Так, например, мы открыли на Манхэттене флагманский магазин площадью 2200 кв. м, и Apax не возражал против этого. Мы стали дисциплинированнее в управлении денежными потоками и капиталом. Мне казалось, у нас все это налажено хорошо, но выяснилось, что нам было чему поучиться, и Apax оказал нам неоценимую услугу.

Условия для успеха

У фондов прямых инвестиций есть правило: всегда думать, как и когда выйти из проекта. Едва завершив реорганизацию, буквально через несколько месяцев после приватизации, мы снова заговорили об IPO и спустя полтора года уже планировали роуд-шоу.

В начале 2008 года фондовые рынки и экономика пошли на спад, и мы отложили роуд-шоу — а когда рухнул Lehman и рынок совсем замерз, вообще перестали о нем думать. В это время мы действовали как спасатели бизнеса, но по сути он уже стабилизировался. Когда кризис завершился и продажи начали расти, прибыль резко увеличилась. К концу 2009 года мы начали переговоры о продаже Tommy Hilfiger компании PVH, которой принадлежат Calvin Klein, Izod и Van Heusen. Сделку заключили в мае 2010 года, спустя четыре года после приобретения нас инвесторами Apax.

В составе PVH наши продажи остаются чрезвычайно высокими повсюду в мире, влияние и присутствие расширяются по всему миру. Мы существенно увеличили инвестиции в маркетинг и развитие ритейла, а также приобрели в эксклюзивное или совместное владение долю в бренде на ключевых бурнорастущих рынках, в том числе в Индии, Бразилии и России. Наш бренд остается локомотивом экспансии PVH на новые рынки, и мы вносим немалый вклад в рост акций компании.

Из всего, что мы пережили, я вынес урок: в нашем глобализованном мире все рынки очень разные. То, что работает в США, может не сработать в Европе и Азии — и наоборот. Не так много американских брендов смогли завоевать влияние в Европе.

И в Америку — если не брать Нью-Йорк, Чикаго и Лос-Анджелес — европейские бренды тоже знают мало. Иногда приходится признаться, что стратегия, принятая для одного полушария, вряд ли сработает в другом — если вы не готовы ее адаптировать.