Как важно быть здоровым | Большие Идеи

? Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как важно
быть здоровым

Авторы: Аллен Харрис , Салливан Шон

читайте также

Сервисная бизнес-модель — новые конкурентные преимущества для производственных компаний

материал Партнерский

Как меняться компаниям из традиционных отраслей

Александр Колобов

Осторожно, революция: что не так с современной кадровой аналитикой

Томас Чаморро-Премузик,  Ян Бейли

Стресс не отпускает? Вам нужен ваш «взрослый»

Тони Шварц,  Эмили Пайнс

Руководители компаний все чаще сетуют на растущие медицинские затраты, а между тем мы видим все больше примеров того, что доллар, вложенный в укрепление здоровья, приносит больше пользы, чем сотня, потраченная на лечение. Предприятия могли бы существенно сократить расходы на медицину, делая целевые инвестиции в профилактику заболеваний сотрудников и разного рода оздоровительные мероприятия.

Связь между состоянием здоровья сотрудников и затратами на здравоохранение особенно хорошо заметна при анализе заявок по медицинским страховкам: чем здоровее сотрудники, тем меньше таких заявок. Однако становится все очевиднее, что основные потери компаний на «медицинской» почве обусловлены почти незаметным снижением результативности сотрудников из-за плохого самочувствия (в частности, из-за таких распространенных недомоганий, как головная боль и аллергия). Корпорация-Dow Chemical, в которой работает 43 000 человек, ежегодно тратит на здравоохранение $635 млн, и больше половины этой суммы приходится на непрямые расходы в связи с недомоганиями и, соответственно, снижением работоспособности сотрудников.

Исследователи рассматривают различные способы сокращения как прямых, так и косвенных затрат на здравоохранение. В частности, предлагается следить за состоянием здоровья сотрудников (например, измерять кровяное давление) и принимать своевременные меры для профилактики более серьезных и затратных осложнений. Многие компании также разрабатывают методики расчета, позволяющие количественно оценить эффективность инвестиций в те или иные программы улучшения здоровья сотрудников.

Компания Pitney Bowes проанализировала свои затраты на здравоохранение и установила, что из-за удорожания лечения определенных заболеваний (в том числе астмы и диабета) страдающие ими работники сокращают прием лекарств. Было принято решение изменить структуру социального пакета: теперь компания полностью или в значительной мере компенсировала сотрудникам их расходы на лекарства от астмы и диабета. В результате сократились медицинские расходы компании (в случае с астмой — на 15%, в случае с диабетом — на 6%), поскольку увеличение расходов на лекарства с лихвой компенсировалось снижением расходов на лечение. В действительности расходы на лекарства удалось даже сократить (для астматиков на 19%, а для диабетиков на 7%), так как благодаря своевременному приему необходимых препаратов отпадала необходимость

в лечении осложнений, что требует гораздо более, дорогих медикаментов.

Компания International Truck and Engine регулярно исследует факторы, угрожающие здоровью сотрудников, и весьма эффективно использует данные этих исследований. Сотрудники добровольно отвечают на вопросы о состоянии их здоровья, образе жизни и факторах риска. С учетом полученных ответов компания составляет индивидуальные профили рисков и планы самооздоровления. В 2006 году ITE рассчитывает отказаться от запланированного увеличения доли сотрудников в расходах на медицинскую страховку. Предполагается, что в среднем сотрудники смогут экономить по $20 ежемесячно, если представят свидетельства того, что выполняют рекомендации по укреплению здоровья для своей группы риска. Эта система способствует улучшению здоровья людей, входящих в группу риска, не ухудшая положение тех, кто в нее не входит.

В ряде случаев руководители компаний проявляют личную заинтересованность в реализации оздоровительной программы. Например, генеральный директор Johnson & Johnson Уильям Уэлдон каждую неделю приглашает сотрудников на часовую «прогулку с Биллом», давая при этом понять, что для него укрепление здоровья членов команды — один из главных корпоративных приоритетов. Еще одна интересная инициатива, реализуемая ассоциацией Partnership for Prevention, — программа сотрудничества генеральных директоров «Гендиректор показывает пример» (в ней участвуют десять глав компаний из списка Fortune 200). В рамках программы проводятся исследовательские и образовательные мероприятия, направленные на укрепление здоровья и профилактику заболеваний.

Все эти примеры свидетельствуют о том, что бизнес коренным образом меняет свое отношение к расходам на здравоохранение. Работодатели начинают понимать, что инвестиции в здоровье персонала не только не наносят урон бюджету, но, напротив, окупаются сторицей. Казалось бы, медицинские расходы компаний непредсказуемы, однако, вкладывая средства в поддержание здоровья сотрудников, компания может до некоторой степени взять ситуацию под контроль, что пойдет на пользу всем. Сотрудники выигрывают от того, что их здоровье укрепляется, а качество жизни повышается, компания же получает более эффективных работников и улучшает свои финансовые показатели.