Пример для финансового сектора | Большие Идеи

? Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Пример для
финансового сектора

Военный подход к экономике

Автор: Кэнделл Лоренс

Пример для финансового сектора

читайте также

«Что я на самом деле тут делаю?!»: зачем авторитарным режимам консультанты

Калверт Джонс

Harvard Business Review – Россия на конференции Limited Partners Unlimited

Проявите нетолерантность!

Юргенс Игорь

Покер вместо плана: как работают интернет-маркетологи

Арсен Исрапилов

Проблема

Что изменить в демократическом обществе, если в решении вопросов государственной важности мы полагаемся на частный сектор?

Но возьмем национальную оборону США. Правительство финансирует некоммерческие научно-исследовательские центры — там трудятся лучшие разработчики, которые несут ответственность только перед обществом. На переговорах с подрядчиками военного ведомства эти центры выступают в роли независимых экспертов. Они позволяют производителям инновационных продуктов развивать свой бизнес, так как государству это необходимо, и унимают их аппетиты, если замечают, что они руководствуется собственной выгодой. Эти центры приносят пользу, хотя их финансирование обходится менее, чем в 1% от общего бюджета минобороны.

Когда в конце 2008 года разразился финансовый кризис, мы с коллегами задумались, почему подобного института нет в финансовом секторе. Почему у финансовых гениев, изобретавших новые инструменты в интересах своего бизнеса, не было «экспертов-двойников», работающих на благо общества?

Конечно, в университетах немало специалистов, которым близки чаяния народа, и они трудятся над созданием финансовых инструментов нового поколения. Однако академическое сообщество не в силах отстаивать интересы налогоплательщиков. Вряд ли оно способно тягаться с бизнесом так, как это делает минобороны с его годовым бюджетом в $650 млрд. чтобы наилучшим образом распоряжаться своими ресурсами, Министерство обороны должно прекрасно разбираться в ситуации, поэтому без помощи экспертов им не обойтись. Видимо, точно такие же посредники должны участвовать во взаимодействии общества и финансового сектора, ворочающего триллионами долларов ежегодно.

Революционная идея. Давайте откроем НИИ, финансирование которого взяло бы на себя государство. Используя методы военных НИИ, он бы разрабатывал опытные образцы финансовых моделей и анализировал, могут ли они привести экономику к процветанию. Чтобы обеспечить системный подход к решению проблем, необходимо нанять талантливейших специалистов. Ресурсы потребуются, чтобы быстро создавать и тестировать в лабораторных условиях новые решения. Полученный опыт ляжет в основу управления финансовой отраслью — в частности, поможет регуляторам вырабатывать новые стандарты, процедуры и требования для финансовых инструментов.

Многие усомнятся в том, что такой НИИ будет хорошо функционировать. Сможет ли он изучать существующие угрозы и разрабатывать системы для борьбы с ними? В сравнении с оборонкой, у финансовой сферы больше «степеней свободы» и меньше непреложных законов и непоколебимых принципов, которые диктуют разумные решения.

Перспектива. Мы мало чем рискуем, создавая подобный центр. Если разумно им управлять, можно превратить его во влиятельный институт. На его сотрудников нужно возложить крупномасштабные задачи — и они будут дополнять работу университетских ученых. Открытия этого НИИ лягут в основу Национальной политики.

Если благодаря изысканиям сотрудников такого центра в будущем удастся предотвратить финансовые потрясения вроде кризиса 2008-го, все затраты с лихвой окупятся.