Брачный договор для СП | Большие Идеи

? Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Брачный договор
для СП

Партнеры обеспечат СП долгую жизнь, если будут уважать права друг друга.

Автор: Кроувиц Гордон

Брачный договор для СП

читайте также

Нечеловеческие усилия: какие проблемы бизнеса можно решить с помощью машинного обучения

Анастасия Федик

Как выяснить, кто отлынивает от работы в вашей компании и почему

Александр Бочкин

Остановите инновационные войны!

Говиндараджан Виджай,  Крис Тримбл

Кадровый переворот в AT&T

Бенко Кэти,  Донован Джон

Совместные предприятия напоминают браки: половина из них распадается. Когда в 1999 году Reuters и Dow Jones договорились создать новое совместное деловое информационное агентство Factiva, мы понимали, что было поставлено на карту. Обе компании долгое время были прямыми конкурентами с очень разной корпоративной культурой, во многом определявшейся их национальной принадлежностью: Reuters работала в Лондоне, Dow Jones — в Нью-Йорке.

В таких условиях мы с моим партнером по переговорам, представителем Reuters Фил-липом Мелькиором заключили не совсем обычное соглашение — чтобы дать новому предприятию больше шансов на успех.

Во-первых, мы уравняли в правах Reuters и Dow Jones: мы хотели, чтобы Factiva сразу же стала независимым предприятием и чтобы оба партнера обладали бы в нем одинаковым весом. Именно поэтому Dow Jones согласилась получить наличные выплаты не сразу и стать равноправным учредителем СП, хотя, занимая более прочное финансовое положение, могла требовать себе преимуществ — в пропорции, скажем, 60:40.

Во-вторых, чтобы предотвратить конкуренцию между дочерней компанией и учредителями, а также конфликты между самими учредителями, мы сразу же определили место Factiva на рынке: компания должна была стать эксклюзивным распространителем архивных материалов обоих учредителей на корпоративном рынке. При этом учредители будут действовать независимо друг от друга и отчасти конкурировать на профессиональных финансовых рынках, а также на более широком потребительском рынке. Но только Factiva будет продавать свой продукт многонациональным компаниям.

Наконец, мы подтвердили серьезность своих намерений, создав барьеры для выхода из соглашения одного из партнеров, хотя обычно, создавая СП, компании оговаривают условия расторжения сотрудничества.

В этом году Factiva отмечает свой пятый день рождения. У нее 1,6 млн платных подписчиков, из них больше 80% — глобальные фирмы, вошедшие в список Fortune 500. Компания получает стабильную прибыль и занимает второе место на рынке по объему дохода.