Я знаю силу слов | Большие Идеи

? Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Я знаю
силу слов

Обдумываете, как обеспечить рост бизнеса? Попробуйте изменить структуру своих планов и дайте некоторым вещам другие имена – очень может быть, вы начнете мыслить по-новому.

Автор: Хауэлл Роберт

Я знаю силу слов

читайте также

Метод Virgin: как изменить поведение сотрудников

Роберт Ди Меткалф

«Сейчас мы вновь переживаем тяжелые времена»

Анна Натитник

Против ветра

Оксана Шевелькова

Ваша компания слишком осторожна

Дэн Ловалло,  Дэниел Канеман,  Роберт Уланер,  Тим Коллер

Анализируя факторы, способствующие долгосрочному росту и процветанию компании, вы, скорее всего, в их число не включаете составление бюджета. Более того, обычно считается, что бюджетирование сковывает развитие бизнеса в долгосрочной перспективе: оно ориентировано на прибыль и сиюминутные показатели, жестко привязано к оценке эффективности, к мерам контроля и вознаграждения.

Корпоративные фиды становятся частью электронной среды обитания, и вскоре у вашей компании не будет выбора: если вы не сможете предоставить людям нужные им инструменты, они обратятся к компаниям, которые с этой задачей справляются.

Однако мне встречались компании, где дела обстояли иначе. В этих компаниях бюджетирование помогало коллективу настроиться на достижение именно долгосрочного роста. Мудрая политика инвестирования в персонал, в исследования и разработки, в рыночное развитие и производственное оборудование проводится там последовательно и непрерывно. Продуманные инвестиции способствуют постоянному росту доходов, увеличению притока наличности, повышению стоимости акций. Но, чтобы освоить такой подход, вам, вероятно, придется пересмотреть свое отношение к бюджетированию – в каком-то смысле поставить этот процесс с ног на голову.

Разрабатывайте подвижные планы

Процесс бюджетирования следует рассматривать лишь как начальную фазу жизни организации. Следуя этому принципу, некоторые компании далее прибегают к динамичному планированию, регулярно (например, раз в полгода) внося в бюджет изменения и уточнения. Формирование краткосрочных планов они соотносят не с календарными сроками финансовой отчетности, а с естественным развитием бизнес-цикла. Для японских компаний, в частности для Toyota, это обычная практика, но ее следовало бы распространить и на другие регионы мира. “Подвижные” планы сроком на два-три года позволяют менеджерам держать в поле зрения более далекую перспективу, а это существенно влияет на принятие решений об инвестициях.

Перекроите все иначе

Великий инвестор Уоррен Баффет способен с первого взгляда распознать компанию, обладающую потенциалом роста. При этом он прежде всего обращает внимание на внутренние инвестиции компании. Информация о доходах и расходах для него важнее, чем прибыли в финансовых отчетах. Те средства, которые компания сегодня тратит на развитие своих людей и целых подразделений, завтра обернутся ростом доходов. Большинство руководителей используют такой же критерий, выбирая компанию для покупки. Но почему те же самые руководители в своих собственных компаниях сокращают расходы на внутреннее развитие?

Как правило, корпоративные бюджеты и стратегические планы формируются по образцу финансовых отчетов. И неудивительно: их структура всем знакома и понятна. Беда только в том, что в результате бюджет наследует родимые пятна бухгалтерских отчетов и фокусируется на прибылях. Чтобы избавиться от этого дурного наследия, менеджеры должны изменить структуру планов и бюджетов, сделав ключевым понятием не чистую прибыль, а доходы и расходы, направленные на обеспечение роста доходности в будущем. В фокусе нового формата бюджета должны находиться инвестиции (в основные и оборотные средства, а также в прочие активы) и финансирование, а не активы, долговые обязательства и капитал. В общении с кредиторами и акционерами также следует делать упор именно на объемах потоков наличности.

Поменяйте систему контроля и вознаграждений

Поскольку оценка эффективности компании и принятая в ней система вознаграждения обычно основаны на показателях бюджета, меняя структуру бюджета, мы перестраиваем и эти системы. Как правило, руководители в глубине души понимают, что инвестиции в НИОКР, усовершенствование производственных процессов, забота об интеллектуальном капитале и даже вложения в основные фонды – все это факторы, способствующие долговременному росту и повышению стоимости компании. Тем не менее зарплаты и премии, как и бюджеты, по традиции привязывают в первую очередь к прибылям; стоимость опционов, по крайней мере краткосрочных, связана с прибылью в расчете на акцию, с соотношением цены и прибыли, а также с ценой акции. У менеджеров в такой ситуации остается один выход – принимать решения, ориентированные на краткосрочную перспективу. И с этим надо что-то делать.

Упраздните слово “бюджет”

В только что открывшийся небольшой банк, перед которым стояла задача выйти на уровень прибыльности, пришел новый председатель совета директоров. Это был прекрасный специалист и руководитель – достаточно сказать, что одно время он занимал пост президента Ассоциации американских банкиров. Знаете, с чего он начал? Первым делом он отказался от слова “бюджет”, заменив его на “план по прибылям”.

Наверное, кому-то покажется, что это просто игра в слова. Но правильный выбор слов имеет огромное значение. Обсуждая долгосрочную перспективу, менеджеры нередко употребляют термины вроде “стратегического планирования” – и тут же откуда ни возьмись появляются широта осмысления и творческий подход. Но как только они приступают к увязке показателей на ближайший год, возвращается слово “бюджет”: широта и творчество куда-то исчезают – остаются годовая прибыль, прибыль в расчете на акцию и прочие до боли знакомые бюджетные строки.

Существуют слова, которые оказывают на нас отрицательное воздействие, несут в себе груз прошлого, подавляют и настраивают на пассивность. Но есть другие слова – они заряжены позитивно, устремлены в будущее, рождают энтузиазм и побуждают действовать. Для многих компаний “бюджет” прочно обосновался среди слов первой группы. Я предлагаю замену из второй – по-моему, “план увеличения стоимости” вполне подойдет.