Увидеть будущее: зачем нужен аудит перемен и штатный футуролог | Большие Идеи

? Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Увидеть будущее: зачем нужен аудит перемен и
штатный футуролог

Четыре шага, которые помогут подготовиться к неопределенному будущему

Автор: Эйприл Ринне

Увидеть будущее: зачем нужен аудит перемен и штатный футуролог
Cactus Creative Studio/Stocksy

читайте также

Прежде чем вы примете ответственное решение…

Дэн Ловалло,  Дэниел Канеман,  Оливье Сибони

Как защитить ваш бизнес от коррупции

Андрей Айвазов

Командовать парадом будет... кто?

Бленко Марсия,  Роджерс Пол

Что нужно знать об истории России ХХ века

Мариэтта Чудакова

2020 и 2021 годы показали нам, как быстро все может меняться. Более того, они готовят нас к будущему — необязательно, что к еще одной пандемии с несколькими вариантами вируса, но к потоку постоянных и самых разных изменений.

Точно не стоит рассчитывать, что будущее станет более стабильным или определенным. Оно (и близкое, и далекое — будь то сегодняшний вечер, следующая неделя, квартал, год или десятилетие) становится все более непредсказуемым, и в нем появляется все больше неизвестных. Мы задумываемся и переживаем о своих рабочих местах, благосостоянии и будущем детей, а компаниям приходится бороться с революционными бизнес-моделями, цифровой трансформацией и Великим увольнением. Наконец, перед обществом в целом стоят такие проблемы, как беспрецедентные изменения климата, экономики, демографии и политических систем. Все эти изменения и их последствия будут пересекаться и умножаться.

Как футуролог я занимаюсь в основном тем, что помогаю компаниям, командам и менеджерам разбираться в факторах, которые влияют на наше будущее, и ответственно к ним готовиться. Цель заключается не в том, чтобы точно предсказать будущее (это все равно невозможно), а в том, чтобы подготовиться ко множеству разных вероятных сценариев. Я занимаюсь этим уже 25 лет, объехала более 100 стран и много раз видела организации, которые по разным причинам не справляются с переменами. Однако если задуматься об этом заранее, шанс все же есть.

Готовиться к переменам нужно не тогда, когда они наступили, а заранее — во время относительного спокойствия. Если реагировать на перемены только постфактум, вы будете слишком осторожны, что может привести к тяжелым последствиям. Вы не сможете увидеть никаких тенденций: все ваше внимание будет посвящено только текущей задаче. Ваша компания будет открыта ненужным рискам и упустит новые возможности. Это приведет в лучшем случае к разочарованию и неэффективности, а в худшем — к полному краху.

Найти «удобный момент» для подготовки к переменам действительно непросто, но есть множество разных способов начать. Вот четыре совета, которые помогут лидерам подготовить свои организации к успеху перед лицом постоянных перемен.

Проведите аудит перемен

Всесторонне оцените готовность вашей компании к миру постоянных перемен: это поможет вам подготовиться к неопределенному будущему. Однако далеко не все лидеры регулярно проводят такие аудиты. Цель «аудита изменений» — обеспечить ясность на многих уровнях.

Во-первых, от каких перемен ваша компания, отрасль, команда или ваши клиенты страдают особенно сильно? Можно организовать изменения в конкретных отделениях, но при этом вы рискуете упустить главные тенденции и взаимосвязи, которые помогут вам оценивать перемены в будущем. Проясните, какие отделы лучше прочих готовы к переменам. Кто был успешен за последние полтора года — и почему?

Во-вторых, какие перемены для вас сложнее всего? Обычно люди любят изменения, которые выбирают добровольно (новая работа, прическа или новые отношения), и боятся изменений, которые не контролируют (увольнение, расставание, болезнь). Такое отношение зачастую распространяется и на рабочие вопросы — но там их последствия намного важнее.

И наконец, что мешает вашей организации хорошо справляться с переменами? Вот несколько вероятных ответов:

  • Выгорание и/или тревожность в команде: Когда у вас нет сил, оценить перемены сложнее. В состоянии усталости у нас часто возникают туннельное зрение и тревожность.

  • Недоверие: Когда наступает время перемен, самый главный ресурс — это доверие. Подумайте: к кому вы идете, если не знаете, что делать? К тем, кому больше всего доверяете. Но доверяете ли вы сотрудникам своей компании? Верите ли вы, что они действуют в лучших интересах организации и разделяют ее ценности, как на работе, так и в жизни?

  • Культура «разбирайся с этим сам»: Могут ли сотрудники (включая высшее руководство) открыто выражать свои мысли — даже если они в чем-то сомневаются? Если все идет не по плану, как к этому относятся люди — как к потере или как к возможности для роста?

  • Недостаток метрик: Способность справляться с переменами — это не только про деньги. Например, сколько «стоят» усталость или доверие? Включить в бюджет их нельзя, но значение их трудно переоценить. Как и где вы учитываете такие вещи? В условиях постоянных перемен вам нужно множество метрик, а не только показатели краткосрочной продуктивности и квартальные отчеты.

В идеале при аудите перемен нужно учитывать вклад всех сотрудников организации — от самых опытных директоров до новичков. Это важно не только для того, чтобы проявить инклюзивность, но и потому, что в вопросах перемен каждый может внести ценный взгляд и важные идеи.

Настрой важнее стратегии

Лидеры часто предполагают, что изменениями можно «управлять», контролируя их как бы в вакууме. Многочисленные книги по менеджменту изменений лишь подтверждают и закрепляют этот нарратив. Но в современном изменчивом мире одного менеджмента недостаточно: начинать нужно с мышления.

Управление изменениями — это одновременно искусство и наука. Оно требует правильной стратегии и правильного настроя. Настроившись на изменения и привыкнув к ним, вы обязательно будете видеть каждое изменение — плохое или хорошее, большое или маленькое, ожидаемое или ставшее неприятным сюрпризом — как возможность для роста и улучшений.

Настрой порождает стратегию, а не наоборот, но многие лидеры отдают приоритет именно стратегии. Отношение людей к переменам возникает внутри и лишь затем проявляется вовне. Я говорю о стиле мышления через призму постоянных перемен (flux mindset). Когда начальникам и подчиненным удается его развить, то их желание изменить отношение к переменам может стать частью культуры организации. Проявляться это может по-разному: от того, как мы говорим о переменах, до выстраивания приоритетов в стратегии, политике и управлении кадрами. Лидеры играют ключевую роль в том, чтобы показать, что настрой важен.

Поймите, кто отвечает за готовность к изменениям в вашей организации, и, возможно, назначьте новых людей

В последние годы некоторые компании ввели должность директора по изменениям (chief change officer). Как правило, его работа связана с цифровой трансформацией. Задача директора по изменениям — контролировать переход компании на цифровую работу, цифровые сервисы и онлайн-присутствие. В то же время другие директора тоже могут заниматься изменениями в своих сферах. Исполнительные, операционные, кадровые и технические директора, директора по инновациям, инсайтам и культуре — все они тоже отвечают за перемены (хотя найти общее определение их работе может быть непросто). Но плохо, что некоторые компании назначают директора по переменам, кажется, исключительно из маркетинговых соображений.

Но в изменчивом мире обозримого будущего роль директора по переменам приобретает не только новое значение, но и особую важность. Ее больше нельзя определить относительно изменения других должностей, и она больше не ограничивается одним отделением, проектом или одной задачей.

Если ваша компания достаточно велика, возможно, вам пора нанять главного навигатора изменений, который будет объединять разные отделы и помогать всей компании подготовиться к будущему, полному изменений. Структура и обязанности этой должности определяются принципами изменений, а значит, и сами меняются со временем. Вот что важно при этом учитывать:

  • Позиция не ограничивает, а только дает опору: У главного навигатора изменений должна быть четкая связь с культурой всей организации, и он должен выступать связующим звеном между всеми многочисленными нововведениями. Он должен находиться между директорами, отделом кадров, директором по культуре и правлением, направляя и консультируя их.

  • Четкие, но гибкие обязательства: Главный навигатор изменений — это штатный футуролог компании. Его задача — готовить ее к неопределенному будущему. (Сюда входят любые факторы, которые могут подстегнуть, удивить, застигнуть врасплох или даже разрушить компанию, но не входят в сферу ее повседневной работы.) И часть этой задачи — возглавить процесс планирования, который еще лучше подготовит организацию к ряду возможных сценариев будущего и создаст в компании сообщество с нужными навыками.

  • Концентрация на кадрах и на будущем: Навигатор изменений должен помогать всем сотрудникам развивать новый стиль мышления и улучшать их отношение к переменам.

Интегрируйте принцип постоянных изменений в корпоративную культуру

Чтобы добиться успеха в условиях постоянных перемен, нужно перестроить все, что вы делаете, в соответствии с этими переменами. Нужно изменить свой настрой, предпосылки и ожидания. Когда настанет время изменений, вы не будете чувствовать стресс, беспокойство или тревогу — вы будете к ним готовы. Не гонитесь за иллюзией контроля: постарайтесь понять, что действительно важно.

Единственная постоянная — это перемены, поэтому у лидеров будет много возможностей осознанно улучшить свой подход. Для начала можно изменить миссию и ценности организации, чтобы они лучше соответствовали изменчивости мира, но в итоге это должно быть основано на действиях, нормах и практиках.

Награждайте сотрудников за гибкость мышления, новые решения и новые способы действия, а не просто за попытки восстановить status quo после перемен. Цените настрой не меньше, чем менеджмент. Давайте больше ответственности сотрудникам, которые не боятся неопределенности, доверяют ее урокам и ведут своих коллег к важным инсайтам. И когда придет время перемен, сотрудники не будут представлять себе худший возможный сценарий, а вместо этого научатся задумываться о лучшем из возможных вариантов.

***

Сегодня появляются новые возможности и особая необходимость научиться справляться с переменами. Лидерам и компаниям нужно радикально пересмотреть свои отношения с неопределенностью, чтобы поддержать здоровый, продуктивный настрой. Мы видим, что в будущем единственная постоянная — это перемены, и поэтому нужно воспринять новый стиль мышления, наращивать возможности компании и подготовиться к успеху в условиях постоянных перемен.

Об авторе

Эйприл Ринне (April Rinne) — молодой глобальный лидер Всемирного экономического форума, входит в мировой список «50 ведущих женщин-футурологов» по версии Forbes. Помогает людям и организациям менять и пересматривать свои отношения с переменами, неопределенностью и постоянно меняющимся миром. Автор книги «Flux. 8 Superpowers for Thriving in Constant Change».