В поисках продуктологов: что не так с российскими менеджерами по продукту | Большие Идеи

? Управление изменениями

В поисках продуктологов: что не так с российскими менеджерами
по продукту

Почему уровень квалификации продуктологов слишком низкий и как это изменить

Авторы: Дмитрий Губкин , Елизавета Кондрашова

В поисках продуктологов: что не так с российскими менеджерами по продукту
airfocus / Unsplash

читайте также

Как ставить задачи сотрудникам, чтобы потом не пришлось всё переделывать

Сабина Наваз

Знаки времени

Серое вещество как пространство конкуренции

Екатерина Вишневецкая

Как Huawei стала лидером рынка? Отрывок из книги Ся Чжунъи

Ся Чжунъи

Хороший менеджер по продукту, или продуктолог — драйвер развития новых направлений и целых экосистем в корпорациях. По сути, этот человек, как швейцарский нож, должен быть одновременно предпринимателем и аналитиком, генератором идей и экспертом по рыночной стратегии. Продуктолог формирует каркас бизнеса, который при правильной стратегии обрастает полезными функциями и возможностями. Если же его компетенций не хватает, каркас быстро разваливается, клиенты получают некачественные продукты, а компания не зарабатывает.

В 2020—2021 году акселератор Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) работал с компаниями из топ-50 российского бизнеса, среди которых «Газпром нефть», «Альфа-Банк», «ОТП Банк», «Сбер», «Северсталь» и ряд других. В результате мы оценили более 2 тыс. продуктологов — специалистов, ответственных за ценности, деньги и, в конечном счете, счастье пользователей. Оказалось, что в крупных российских компаниях, с которыми мы работали, только 15% менеджеров по продукту и их руководителей можно считать высококвалифицированными профессионалами, в то время как от 45 до 60% продемонстрировали начальный уровень квалификации. Не самые оптимистичные цифры, учитывая, что именно эти специалисты занимаются созданием и выводом на рынок новых продуктов. Почему так получилось и чего не хватает российским продуктологам?

Кто есть кто

Опираясь на многолетний опыт работы фонда со стартапами и корпорациями, эксперты ФРИИ разработали собственный метод оценки продуктологов. Наша матрица продуктовых компетенций охватывает четыре ключевые области, в каждой из которых специалист должен владеть определенным инструментарием.

  • Клиент и ценность для клиента. Навыки работы с клиентом включают сегментацию аудитории с помощью проблемных интервью, формирование ценностного предложения методом Кано (изучение эмоциональной реакции на характеристики продукции), быстрое прототипирование, запуск пилотных проектов и их A/B-тестирование, сбор и анализ обратной связи.

  • Стратегия развития продукта. Здесь используются инструменты для вывода продукта на рынок, масштабирования, поиск точек роста, анализ рынка и конкурентов, методы статистического планирования и формирование бизнес-модели.

  • Динамика изменений и работа с гипотезами. Важны навыки целеполагания, формулирования и быстрого тестирования гипотез по HADI-циклам (гипотеза, действие, аналитика, выводы), поддержания производственного ритма.

  • Аналитика и работа с данными. Этот блок касается ценообразования, моделей монетизации, продуктовой аналитики и ключевых метрик в экономике продукта.

Для диагностики продуктологов мы использовали два метода. Во-первых, ассессмент-центр (специалист решал бизнес-кейс, а потом проходил экспертное интервью) и, во-вторых, тестирование (выбор правильных ответов из множества).

Результаты показали, что специалистов высокого и среднего уровня на рынке меньше половины. Это означает, что в большинстве российских корпораций вести новые направления просто некому.

Что не так с российскими продуктологами

Как выяснилось, российские продуктологи неплохо справляются с двумя ключевыми областями из четырех. В частности, они показали достаточно хорошие результаты на уровне понимания клиентов и работы со стратегией. Важный показатель — проникновение методологии Customer Development (то есть тестирование идеи или прототипа будущего продукта с помощью потенциальных потребителей) в регулярную работу компаний. Более половины менеджеров и руководителей продуктового направления прекрасно владеют навыками проблемного интервью, понимают ценность своего продукта и хорошо формулируют ценностные предложения. Большой прогресс мы заметили в области анализа конкурентов и подсчета эффективности бизнес-модели.

А вот с аналитикой и динамикой изменений есть проблемы. Мы выявили сложности в определении ключевых продуктовых экономических метрик. Все специалисты могут посчитать юнит-экономику, то есть соотнести прибыль от юнитов (единиц товара, клиентов, пользователей или подписчиков) с расходами компании, а вот сделать выводы на основе полученных данных — только 30% из опрошенных.

Еще хуже обстоят дела в работе с приоритизацией задач и их декомпозицией — разделением больших блоков на мелкие составляющие. И самое главное, много проблем с гипотезами. Валидировать и проверять их продуктологи научились, но делают это до сих пор очень медленно, что сказывается на общей скорости внедрения изменений.

Самая важная компетенция для продуктовой команды — производственный ритм, то есть умение быстро достигать результата, подтверждать или опровергать гипотезы. От этого навыка зависит не только скорость развития команды, но и сколько денег она приносит и может приносить бизнесу в целом. В итоге эта компетенция оказалась самой западающей, причем независимо от отрасли, типа продукта или размера бизнеса. Проблема заметна даже в компаниях, которые находятся на поздней стадии продуктовой зрелости.

Образование, опыт и среда

Низкие результаты российских продуктологов связаны с несколькими факторами. Во-первых, недостаток образования. По всей России есть лишь несколько вузов, где можно получить профессию продакт-менеджера в рамках различных программ. Это РЭУ им. Плеханова, Финансовый университет при Правительстве РФ, МГТУ им. Баумана и др. Однако вузовских знаний явно недостаточно, к тому же выпускников слишком мало. Например, в одном только «Сбере» работает около 2 тыс. продуктологов.

Вторая причина — перейти от проектного подхода к продуктовому довольно сложно, и, как следствие, специалистам не хватает опыта. Проектный подход подразумевает последовательный путь из точки А в точку Б по изначально утвержденному техническому заданию, когда сначала нужно пройти весь цикл разработки от идеи до результата, протестировать и отдать клиенту. Такой путь не отвечает актуальным запросам заказчиков и постепенно изживает себя. Продуктовый подход более гибкий. Он нацелен на создание ценности для конечного клиента, а не просто на завершение проекта, подразумевает более тщательную проверку гипотез на старте и их непрерывное тестирование в процессе, поэтапную работу по спринтам, гибкое принятие решений и оплату за результат. Однако в России его пока применяют не слишком часто, и специалистов с необходимыми компетенциями очень мало. Например, сейчас мы работаем с корпорациями, где продуктологи делают первый-второй продукт в жизни. Очевидно, что у них низкий уровень навыков, и они совершают много грубых, очевидных ошибок. В результате решение получается «кривое и косое», полноценно зарабатывать на нем невозможно.

Третий важный момент. В любом крупном бизнесе есть текущие операционные задачи и команда, которая ими занимается. Если же предстоит запуск новых продуктов или тем более экосистемы, то это уже другие процессы, которые должны обслуживать другие команды — самоорганизованные, обладающие ресурсами и высокой скоростью. В отличие от строго иерархических проектных команд, они должны сами строить и проверять гипотезы, ставить и достигать цели.

Поскольку квалифицированных кадров не хватает, особенно с опытом управления продуктовым портфелем, то компании поступают просто. В 8 из 10 крупных организаций используют принцип «назовем продуктологами менеджеров проектов или любых других специалистов, отвечающих за новые направления, а уже потом разберемся». Увы, это провальная стратегия — такие люди не смогут приносить результат, поскольку просто не мыслят в категориях продукта.

Есть еще один барьер — отсутствие подходящих условий для работы. Даже если компании повезло, и в команду пришел опытный специалист, но процессы не отстроены, ресурсов нет, маркетингом он не управляет, то понадобится много времени на отладку механизма. Так что проблема достаточно глобальная и требует комплексного решения. 

Что делать

Хотелось бы сказать, что всех можно быстро всему обучить, но, к сожалению, это не так. Да, есть продуктовые курсы и методики, но в вакууме они не работают. Чтобы запустить эффективную трансформацию внутри корпораций, мы рекомендуем сфокусироваться на трех ключевых направлениях работы.

  1. Продукты. Первое, что стоит сделать, — провести анализ существующего портфеля. По каждому продукту прописать измеримые бизнес-цели, направленные на рост выручки. После этого определить прозрачные метрики для понимания эффективности. С таким ориентиром хорошо видно потенциал портфеля, и есть ли смысл запускать новые направления. Дальше уже можно выбирать сценарий. Если компания готова развивать портфель, нужно генерировать продуктовые гипотезы и создавать команды, которые будут открывать новые рынки. Если же компетенций и специалистов пока не хватает, лучше заниматься оптимизацией и улучшением имеющихся продуктов.

  2. Люди. Диагностика команды продуктологов — следующий обязательный шаг на пути от проектного подхода к продуктовому. Анализ компетенций и навыков специалистов поможет увидеть их слабые места и точки роста. Главное — выделить конкретные области, где есть пробелы. Например, если есть сложности с быстрым тестированием гипотез, стоит сфокусировать команду на инструментах приоритизации задач.

  3. Процессы. Важно создать инфраструктуру для выживания и развития продуктов в корпорациях. Новичкам нужны ресурсы, достаточная свобода для принятия управленческих решений, прозрачность процессов и гибкость взаимодействий внутри компании. В иерархических структурах добиться этого практически невозможно.

Связь между профессионализмом продуктологов и объемом зарабатываемых денег прямая, как и связь с пользовательским опытом, поэтому очень важно смотреть в корень проблемы: соизмерять бизнес-цели с текущим состоянием команд, проводить диагностику специалистов и продуктов и привязывать метрики к результатам. Так даже у начинающих продуктологов появится возможность получить релевантный опыт и овладеть необходимыми навыками. И тогда на рынке будет уже не 15% профессионалов, а как минимум 85%.

Об авторах 

Дмитрий Губкин — руководитель трекинга стартапов Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). 

Елизавета Кондрашова — руководитель образовательных программ акселератора ФРИИ.