читайте также
В конце 1980-х, когда я учился в магистратуре в Иллинойском университете в Урбане-Шампейне, несколько наиболее уважаемых преподавателей кафедры покинули педагогический состав и перешли работать в другие учебные заведения. Этот внезапный уход разрушил сплоченное сообщество ученых, которое так долго удерживало людей на факультете. Когда оттуда уволились сразу несколько сотрудников, остальные решили, что теперь они находятся в уязвимой позиции. Вскоре все преподаватели озаботились поиском новой работы.
Та же динамика может наблюдаться и в организации, которую недавно покинул один или несколько ключевых игроков. Переход талантливых кадров из одних компаний в другие неизбежен, однако есть несколько шагов, которые вы как руководитель можете предпринять при увольнении звездного сотрудника, чтобы его уход не спровоцировал паническое бегство остальных.
Задавайте вопросы и слушайте ответы
Возможно, главное, что вы можете сделать, когда уходит сотрудник, — это выслушать его и остальных, причем внимательно. Сначала поговорите с тем, кто увольняется, и постарайтесь выяснить, что заставило его принять такое решение. Уточните, какие проблемы он видел в текущем положении дел, ведь даже если сотрудник уходит в другую компанию, следуя за блестящими перспективами, он может знать о некоей закулисной неудовлетворенности, которая заставляет остальных сотрудников оглядываться по сторонам в поисках новой работы.
Затем прощупайте пульс остальной команды. Назначьте всем сотрудникам индивидуальную встречу и поинтересуйтесь, как у них идут дела. Спросите, как, по их мнению, уход коллеги повлияет на моральный дух команды. Если увольняющийся сотрудник поделился с вами ощущением некоторых проблем, упомяните их в разговоре с остальными членами команды, чтобы понять, насколько широко распространен данный взгляд на ситуацию. Сам факт открытого разговора поможет убедить людей, чтобы вам небезразлично положение дел в их команде.
Многие организации регулярно оценивают вовлеченность и доверие со стороны своих сотрудников. Если ваша компания из их числа, подумайте, не провести ли вам краткий опрос всех членов команды, чтобы узнать, как они относятся к организации и ее руководству. Такие «пульс-опросы» помогают выяснить, как сотрудники склонны реагировать на положительные и отрицательные события внутри компании, а также на социально значимые внешние происшествия.
Если эти беседы и опросы действительно выявят серьезную озабоченность членов команды, напрямую привлеките их к решению проблем. Для начала вслух проговорите их опасения, чтобы сотрудники знали, что вы признаете наличие проблем. Затем открыто приступите к решению проблемы, выявленной общими усилиями. Опрос сотрудников только повысит их доверие к компании в долгосрочной перспективе, особенно если они почувствуют, что вы действительно конструктивно используете собранную информацию.
Сосредоточьтесь на будущем
Уровень удовлетворенности сотрудников зависит от нескольких факторов. Один из них — работа в окружении выдающихся коллег, так что потеря ценного товарища по команде может разрушить все сообщество. Другой фактор, влияющий на удовлетворенность — это понимание, что команда реализует важные задачи. Лучше всего люди ощущают себя, когда рассматривают свою работу как призвание, позволяющее им внести свой вклад в некую сверхцель. Уход звездного сотрудника может негативно сказаться на понимании оставшихся работников своей сверхцели по нескольким причинам.
Во-первых, мотивация достигать поставленных целей усиливается, если сами сотрудники считают их важными и верят, что действительно могут добиться прогресса. Когда один из членов команды уходит, остальные могут почувствовать, что теперь их способность достигать важных целей резко снизилась. В этом случае ваша задача — убедить команду, что поставленные цели все еще достижимы, и взять на себя обязательство найти новую кандидатуру на позицию уволившегося сотрудника, если это действительно важно для успеха команды.
Во-вторых, уход звезды может спровоцировать когнитивный диссонанс. Когда наша система координат начинает содержать противоречащие друг другу убеждения, мозг делает все, чтобы каким-то образом привести их к единому знаменателю. Решение уволиться со стороны ключевого сотрудника может быть воспринято как вотум недоверия к базовой миссии организации, а это, в свою очередь, может привести к тому, что оставшиеся коллеги поставят под сомнение — и, в конечном счете, обесценят — миссию компании и начнут рассматривать другие возможности.
На встречах и в разговорах с командой сосредоточьте внимание на будущих возможностях и значимости поставленных целей. Это поможет укрепить понимание того, что работа команды имеет большое значение, и подчеркнуть роль оставшихся сотрудников — а не напоминать лишний раз о тех, кто ушел.
Предоставьте возможности для развития
Еще один фактор, от которого зависит уровень удовлетворенности, — это вера в то, что работа дает возможности для роста. Как правило, сотрудники более довольны ситуацией, если они считают, что получают достаточно поддержки для развития своих навыков. Отсутствие такой поддержки — одна из причин, по которой на нынешнем рынке труда такой высокий уровень текучки кадров: работники часто чувствуют, что повышение их квалификации не входит в сферу долгосрочных интересов компании. Различные тренинги и обучающие программы — отличный способ укрепить доверие, поскольку такой подход демонстрирует, что организация серьезно относится к долгосрочным перспективам своих сотрудников и нацелена на их процветание. Руководству стоит удвоить усилия в поиске возможностей для развития и обучения кадров. Помимо вполне конкретных преимуществ, которые может дать та или иная обучающая программа, инвестиции в будущее сотрудников повышают их лояльность к организации.
Уход звездного сотрудника может заставить коллег усомниться, так ли они довольны своей работой и есть ли у них будущее в компании. Прозорливые и внимательные начальники смогут удержать оставшуюся команду от бегства с корабля.
* деятельность на территории РФ запрещена