«Вы уже голый. У вас больше нет причин не идти на зов своего сердца» | Большие Идеи

? Управление изменениями

«Вы уже голый. У вас больше нет причин не идти на зов
своего сердца»

За что взяться CEO на пороге преобразований

Автор: Яков Сергиенко

«Вы уже голый. У вас больше нет причин не идти на зов своего сердца»
Aziz Acharki / Unsplash

читайте также

Пример для подражания

Елена Евграфова

Миссия невыполнима

Фалалеев Дмитрий

Автоматизация для продавцов

Индерриден Эдвард,  Котлир Марк,  Ли Фелисса

Какие черты характера мешают нам жить?

Ансель Фредерик,  Вергауве Жасмин,  Вилль Барт,  Фейс Марджолейн,  Фруит де Филипп

Смена курса в крупной компании всегда невероятно сложна. Появление в организации нового высшего руководителя — знак перемен: их иногда ждут, всегда опасаются, а временами оказывают им серьезное сопротивление. Опросы, проведенные McKinsey среди руководителей бизнеса, показывают, что успешным становится только каждое третье корпоративное преобразование. Что нужно сделать CEO, и каких ловушек избежать, чтобы оказаться в первой трети? Как правильно выбрать рычаги преобразований?

Новый CEO — канатоходец. Поставив цель и инициируя перемены, CEO все время оказывается перед выбором, от правильности которого в каждый конкретный момент времени зависит, что ждет его в конце пути: победа или поражение. «Подорваться на мине» можно в любой момент и на задаче любой сложности. Например, на выборе правильного момента для первого шага, инициирующего перемены. Или на решении, с чего перемены начать: со сложной и достаточно рисковой задачи — или с относительно легкой? В процессе разбора успешных кейсов приходит понимание, что организационное преобразование будет успешным, если CEO удалось ответить на два вопроса:

  1. В какой позиции (сильной или в слабой) находится компания?

  2. Что нужно для изменения сложившейся корпоративной культуры?

Это даже хорошо, что пока нам плохо

Особенно сложно что-то менять, когда в компании все хорошо. Примеры из международного ритейла или из банковской сферы тому яркое подтверждение. Традиционные сети супермаркетов оказались не готовыми к бурному росту онлайн-торговли, а занимающие первые строчки финансовых рейтингов почтенные кредитные учреждения — к натиску со стороны финтех-стартапов. И действительно, как убедить коллектив в необходимости масштабных преобразований, если, согласно годовому отчету, рост бизнеса доходит до 20-25% в год? При сильной позиции сопротивление максимально: у компании и так все хорошо — зачем меняться?

Главный аргумент — показать, насколько ситуация серьезна и доказать это на всех уровнях. Во-первых, на личном. Исследования показывают, что у программы перемен в два-пять раз больше шансов, если CEO служит примером для подражания. Во-вторых, на уровне руководителей. Нужно убедить в необходимости неотложных преобразований топ-менеджмент, совет директоров и других заинтересованных лиц и сделать это с помощью данных, доказав, что рынок на пороге революции. Слишком позднее осознание того факта, что небольшие спады в производительности не случайность, а ранние предвестники лавины отраслевых изменений, слишком дорого стоило многим бывшим лидерам. Но в любом случае в сильной корпоративной позиции CEO сложно рассчитывать на быстрые темпы — от штурма имеет смысл перейти к осаде.

Гораздо легче реализовать программу модернизации, когда компания переживает плохие времена. В этом варианте к переменам готовы на всех этажах корпоративной иерархии. Другой вопрос, к каким именно. Зачастую внутренний кризис в компании накладывается на изменения в отрасли и макроэкономические кризисы, что должно быть учтено в новой стратегии. Обычно чем сложнее диагноз, тем больше открывается возможностей для инноваций, для технологического и ментального рывка вперед.

Возглавить преобразования в кризис — тяжелый труд, который при правильной стратегии позволяет быстро достичь успеха. Гуру на рынке телекома и миллиардера в первом поколении Марсело Клауре в середине 2014 года Softbank привлек для редизайна стратегической покупки — некогда знаменитой, но неэффективной компании Sprint. Клауре не только удалось сократить расходы, но и запустить в Sprint, до его прихода терявшей $ 3,3 млрд ежегодно, новые сервисы и форматы обслуживания, создать сфокусированную на прибыли корпоративную культуру. Клауре действовал и быстро, и жестко. В итоге уже к 2015 году акции компании резко пошли вверх. Ко времени его ухода из Sprint компания достигла лучших финансовых результатов за всю свою историю.

Выстрелы и «лежачие полицейские»

Обосновать необходимость революционных изменений необходимо, но недостаточно. Актуальность перемен в топ-менеджменте компании обычно признают многие, только у каждого свой «рецепт здоровья». Проблема в том, чтобы доказать оптимальность пути, который предлагает CEO. Корпоративная культура каждой организации уникальна, и подходы CEO к продвижению преобразований должны ей соответствовать. На этом пути важно выявить и учесть ограничения — своего рода «лежачих полицейских»: традиции, недостаточные ресурсы или что-то иное, порождающее инерцию.

Заранее предупреждаю: для смены корпоративной культуры необходимо время. Нередко CEO сталкивается с ситуацией, когда фирма сопротивляется переменам и не хочет принять изобретенное ею самой лекарство. В этих случаях помогают «предупредительные выстрелы» — резкие шаги CEO, которые демонстративно нарушают существующий порядок, заставляют думать по-новому. Ими может быть действие или яркая фраза, образ, метафора в блоге или презентации, которые запомнят все без исключения. «Тревожная сигнализация уже сработала», «10 угроз для жизни корпорации», ««Если мы не станем лучшими в отрасли, нам конец» — подобная фразеология запомнится всерьез и надолго, хотя первоначальная реакция в кулуарах наверняка будет негативной. Только спустя годы участники модернизации признаются, что «выстрел» дал старт самому интересному и продуктивному периоду их жизни.

Еще один мощный инструмент культурной модификации — пилотное внедрение новых концепций: он помогает быстро трансформировать бизнес-модели, повышает доверие к изменениям, вселяет уверенность в необходимости нового, дает сигнал о том, что фирма начала движение в нужном направлении. Выберите три-четыре меры с быстрым эффектом — и дайте понять всем, что будете действовать решительно.

Когда дело доходит до глобальных трансформаций, организации многое может помешать  —  устоявшиеся принципы, привычки и даже организационные структуры. По словам бывшего CEO General Electric Джеффа Иммельта, на пути преобразования в цифровую технологичную компанию GE столкнулась с тем, что культура работы компании, основанной еще Томасом Эдисоном, слишком патриархальна, чтобы соответствовать задачам XXI века. По этой причине в GE на фоне крупных инвестиций в цифровые инструменты и платформы для обмена знаниями были упразднены региональные и ведомственные подразделения. Резкий подход работает — помогает сокращать время разработки продуктов, ускорять экспансию, масштабировать инновации. В противном случае при разворачивании дискуссий о единственно верном пути в компании начинается «Игра престолов» — возникают обособленные башни и целые княжества.

CEO, который вышел на дорогу преобразований, всегда сталкивается с противодействием. Людям или не нравится новая повестка дня, или они разочарованы недостаточной радикальностью шагов. Если вы действительно верите в свою стратегию, смиритесь и примите любое недовольство без гнева и рефлексии. Стив Джобс сказал об этом так: «Знание о неизбежности смерти — лучший способ избежать мыслей о том, что вам есть, что терять. Вы уже голый. У вас больше нет причин не идти на зов своего сердца».

Об авторе. Яков Сергиенко — старший партнер консалтинговой компании McKinsey & Company.