читайте также
Недавно меня пригласили прочитать лекцию для студентов программы MBA в одном из российских университетов. Тематика, связанная со стратегией, всегда представляет большой интерес, в особенности, если выступающий может поделиться опытом эффективной реализации разработанной им стратегии или продемонстрировать примеры претворения в жизнь стратегий признанными игроками рынка.
Начав выступление, которое всегда провожу в интерактивном формате, вскоре я убедился, что аудитория располагала достаточно неплохим знанием отдельных инструментов разработки стратегии компаний, включая предварительный анализ. Тем не менее основным вопросом, который интересовал студентов, был такой: «Как обеспечить успешную реализацию запланированного?».
Обычно при разработке стратегии в компаниях анализируют целый комплекс факторов — потребности клиентов, рыночную ситуацию, включая политические, географические и технологические аспекты, а также прогнозируют различные варианты развития. Также в большинстве случаев учитывается то, что определяет миссию фирмы, видение и ценности. Методология выработки стратегии также хорошо известна — она тесно переплетается с бизнес-задачами организации и использует инструментарий, предпочитаемый консультантами.
В результате формируется основа стратегического документа, включающая цели, KPI, маркетинговый план, индустриальный анализ, детальный операционный план и прогнозные финансовые показатели. Все это увязывается в единое целое и утверждается руководством компании.
Если все так прогнозируемо, то в чем же тогда проблема? Почему большинство прекрасных стратегических документов так и остаются лишь документами, а в реальности намеченные цели так и остаются несбыточными?
Читайте материал по теме: 5 способов соединить стратегию и ее реализацию
Все дело в реализации. В этом и заключается основная проблема. Хотя это выглядит достаточно очевидным, именно на этом месте буксуют многие даже самые креативные и проработанные стратегии многих организаций.
Собрать воедино все показатели и учесть все факторы — этого совсем не достаточно. Организационная модель, менталитет и вовлеченность команды, которая будет реализовывать стратегию, а также приверженность корпоративным ценностям, являются критически важными элементами реализации намеченных целей. Таким образом, реализация стратегии на практике критически важна для успеха компании. Это не просто декларирование того, кто, когда, где и как должен предпринять определенные действия. Это намного более глубинные процессы, которые затрагивают всю организацию как таковую.
Поэтому стратегии не должны лежать в недрах кабинетов руководителей. Они должны быть известны всей компании, затрагивать все ее уровни, а каждая индивидуальная цель должна быть самым непосредственным образом связана с общей стратегией. А это, в свою очередь, означает, что для каскадирования стратегических приоритетов каждый сотрудник должен взять ее на вооружение и трансформировать в понятные для него задачи. Каждое действие должно быть интегрировано в общую систему, заданную стратегией.
Читайте материал по теме: Стратегия и ее реализация — это одно и то же
И даже после этого результат реализации стратегии еще не гарантирован. Процесс еще не завершен, когда все только знают о своих стратегических приоритетах в рамках общего процесса в организации. Постоянное и эффективное отслеживание хода исполнения поставленных задач необходимо для того, чтобы иметь возможность оперативно скорректировать систему и привести в соответствие с первоначальным планом в случае наметившихся отклонений. Таким образом, индивидуальные задачи должны вписываться в общий временной план реализации стратегии, а результаты этой реализации необходимо замерять и регулярно отслеживать. При этом каждый член команды должен задавать себе вопрос: «А вписывается ли его конкретная работа в общую стратегию развития компании?».
И наконец, многие интересуются, следует ли пересматривать намеченную стратегию при изменении политической и экономической ситуации. Очевидно, что продуманная стратегия всегда основана на различных сценариях. Как минимум, учитывается один позитивный и один негативный сценарий, которые, в свою очередь, предусматривают соответствующий комплекс мер быстрого реагирования. В случае по-настоящему всесторонне проработанной стратегии необходимые действия по каждому из этих двух сценариев уже в ней содержатся и доведены до сведения всех членов коллектива.
Вывод очевиден: успешная стратегия предполагает напрямую вовлечение всей команды в ее реализацию.