Как защититься от иррациональной экономики: советы Дэна Ариэли | Большие Идеи

? Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как защититься от иррациональной экономики: советы
Дэна Ариэли

Многие полагают, что, когда люди совершают разного рода просчеты, в рыночных условиях они в конечном счете друг друга компенсируют.

Автор: Маршалл Голдсмит

Как защититься от иррациональной экономики: советы Дэна Ариэли

читайте также

Три правила, которые помогут построить мощный механизм продаж в кризис

Скотт Эдингер

«Во Франции непременно случился бы социальный взрыв»

Венсан Жанти

Учим сотрудников мыслить самостоятельно

Франческа Джино

Почему мы не извлекли уроков из финансового кризиса

Джастин Фокс

На этой неделе мы разбираем следующий вопрос:

Почему, несмотря на экономические исследования и рассуждения многочисленных экспертов, мы оказались не готовы к этой катастрофе? Как нам избежать подобных ситуаций в будущем?

МГ: Поскольку сам я не экономист, а психолог-бихевиорист, я обратился к Дэну Ариэли, автору бестселлера «Предсказуемая иррациональность» и профессору поведенческой экономики в Университете Дьюка. Далее следует его взгляд на проблему.

Во-первых, львиная доля того, о чем мы слышим от знатоков, — это стандартная экономическая теория. Стандартная и поведенческая экономика рассматривают одни и те же вопросы и явления, такие как проблема выбора, влияние вознаграждений, роль информации и т. д. Однако бихевиористкая модель экономики, в отличие от стандартной, изначально предполагает, что люди по своей природе иррациональны. Мы учитываем, как они ведут себя в реальности, и делаем это отправной точкой наших исследований.

В результате поведенческая экономическая теория обычно приходит к совершенно другим выводам относительно логики и воздействия любых факторов, начиная от ипотечных кредитов и банковских вкладов и заканчивая медицинским страхованием (причем речь идет как об отдельно взятом человеке, так и о бизнесе).

Во-вторых, рынок не всегда исправляет наши ошибки! Многие полагают, что, когда люди совершают разного рода просчеты, в рыночных условиях они в конечном счете друг друга компенсируют. На что поведенческая экономика возражает, что разные люди склонны допускать одни и те же ошибки, и эти индивидуальные ошибки могут на рынке накапливаться и оказывать суммарное воздействие.

Читайте материал по теме: Во что превратился капитализм в XXI веке

В качестве примера разберем ипотечный кризис конца нулевых. Рынок способствовал усилению негативного влияния неверных шагов. Значительное число людей прибегли к одному и тому же ошибочному решению, и рынок этих решений привел нас к той ситуации, в которой оказалась экономика.

Раздавая ипотечные кредиты, банкиры исходили из того, что их клиенты не захотят терять приобретенную недвижимость и будут вести себя соответствующим образом. Первое предположение было верным. Второе — нет. Потребители не знали, что делать, чтобы не утратить право собственности на свои дома.

Во-первых, крайне нелегко рассчитать оптимальный размер ипотеки. Во-вторых, банки начали предлагать кредиты с временной возможностью выплаты исключительно процентов. И хотя такого рода схема допускает высокую гибкость при расчетах, однако, с моей точки зрения, она была бы хороша, только если бы люди всегда были рациональны. Увы, это совсем не так.

Читайте материал по теме: Что Питер Друкер знал о 2020-м годе

Вместо того чтобы определять оптимальную сумму, которую следует взять в кредит, банки и ипотечные калькуляторы сообщали максимальную сумму, на которую заемщик может рассчитывать. Предположим, банк предлагает клиенту до $400 000 по обычной схеме кредитования или до $650 000, но с первоначальной выплатой исключительно процентов. Какое решение примет среднестатистический потребитель? Ограничится ли он разумным вариантом — взять $400 000 по второй схеме и тем самым обеспечить себе гибкость при погашении ипотеки или же все-таки он захочет получить всю доступную сумму?

К сожалению, во многих случаях люди занимают деньги по максимуму, потому что не могут рассчитать наиболее рациональную сумму кредита. При этом они лишают себя возможности маневра и намного повышают свои риски на рынке недвижимости.

С точки зрения поведенческой экономики, люди склонны к ошибкам и ограничены в возможностях, но при этом изобретательны и легко адаптируются. Например, мы делаем стулья, обувь и автомобили, чтобы дополнить и увеличить наши физические возможности. Если бы мы направили нашу творческую энергию на вещи, понимание которых не соответствует нашим интеллектуальным ресурсам (например: страховые полисы, системы пенсионного обеспечения и медицинского страхования), мы, безусловно, смогли бы создать более эффективные инструменты.

В этом и состоит основная мысль поведенческой экономики: поняв наши слабости и ограничения, мы можем попытаться их исправить и изменить мир к лучшему.

МГ: Спасибо, Дэн!

Читайте по теме: