читайте также
Почти каждый раз, когда я читаю лекцию, посвященную базовым принципам стратегии – пяти элементам движущей силы или принципам конкурентного преимущества – мне задают один и тот же вопрос. «Всем этим основам уже почти 30 лет, - жалуются руководители – неужели нет ничего посвежее?»
К сожалению, такой вопрос лишь демонстрирует непонимание сути любого знания. Это все равно, что сказать профессору математики, который объясняет основы сложения или вычитания: «Ваши идеи устарели – им уже сотня лет. Расскажите нам уже что-нибудь новенькое!».
Базовые принципы бизнес-стратегии формировались десятилетиями, глупо не принимать их в расчет только лишь из-за того, что мы пользуемся ими на протяжении 30 лет и, наконец, смогли правильно их сформулировать.
Базовые принципы звучат следующим образом:
Читайте материал по теме: Революция в конкуренции
Стратегия выстраивается для того, чтобы оставаться впереди.
Каждый день предприниматели находят все новые способы, чтобы повысить цены по сравнению с ценами других игроков рынка или чтобы понизить затраты по сравнению с затратами конкурентов. Итак, действительно, в этом аспекте существует множество различных путей. Например, Mark Warner, компания, специализирующаяся на организации семейного отдыха, обнаружила хитрый способ уменьшить затраты на персонал.
Они набирали студентов во время их каникул для работы в лагерях отдыха, выплачивая им законодательный минимум, а студенты и не были против – зато у них появлялась отметка в резюме. Однако Mark Warner додумался до тонкого способа сократить расходы еще больше. Компания предоставляет значительную часть заработной платы в форме «пользования инфраструктурой» или в форме «проживания и питания». Итак, Mark Warner платит примерно 50 евро наличными в неделю… и даже это в зависимости от условий контракта конкретного сотрудника.
Читайте материал по теме: Ловушки «красных океанов»
Другой пример связан с индустрией ресторанного бизнеса. Некоторые заведения пришли к выводу, что цены на их блюда повысятся, если они позволят посетителям платить столько, сколько по их мнению стоит блюдо, вместо того, чтобы устанавливать фиксированные цены. Некоторые клиенты получают особенное удовольствие от еды, а некоторые – от людей, в компании которых они находятся, а потому подобная политика позволяет ресторану порой получить большую выгоду.
На мой взгляд, поиск следующей новой идеи или новой теории с куда меньшей вероятностью может привести к успеху, чем простой анализ цен, затрат и поведения конкурентов. Портер понял это еще в середине 1980-х гг. Ваша задача состоит в том, чтобы в условиях жесткой конкуренции не переписывать его теорию, а творчески подходить к ее применению. Добиться этого можно, представив рынку какое-то свежее предложение, которое простимулирует покупателей платить больше, или придумав новый способ сократить расходы, или обнаружив новый сегмент рынка, в котором конкурентов не так уж много.
Читайте по теме: