Новой стратегии Tesla более ста лет от роду | Большие Идеи

? Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Новой стратегии Tesla более ста лет
от роду

Элон Маск стремится изменить всю систему, и он не стесняется демонстрировать свои амбиции

Автор: Джош Сушкевич

Новой стратегии Tesla более ста лет от роду

читайте также

Как подготовить цепь поставок к последствиям коронавируса

Джеймс Райс — младший

«Они способны прославить каждого»

Джон Кинг,  Дэйв Логан,  Хэли Фишер-Райт

Чтобы справиться с неприятными воспоминаниями, их нужно записать

Манфред Кетс де Врис

Иэн Макьюэн

Биард Элисон брала Интервью

Вопреки распространенному мифу Томас Эдисон не изобретал лампу накаливания. К тому моменту, когда он запатентовал свое изделие в 1879 году, около двадцати изобретателей и лабораторий уже спроектировали подобную инновацию. На самом деле Эдисон изобрел доступный (практически и по цене) электрический свет.

Прорыв Эдисона определялся основополагающей мыслью — любой продукт может набрать обороты лишь за счет системы, в которой он используется. Проектируя свою лампочку, он параллельно создал целую систему планов для генераторов, проводки, счетчиков, выключателей и т. д. Электрическая лампочка без удобного доступа к электричеству — любопытная новинка, а вместе с тем она становится революционным событием в мировой истории.

Идея Эдисона дает нам удобную точку отсчета для оценки громкого запуска проекта Tesla Energy с его системами батарей Powerwall для бытового применения и Powerpack для использования в офисах, промышленности и энергетике. Новая продукция призвана обеспечить сохранение локально полученной энергии и регулировать ее распределение. Это поможет устранить одну из главных проблем добычи солнечной энергии — прерывистость процесса (проще говоря, солнце должно светить, и чем больше — тем лучше). Эта инициатива способна уменьшить зависимость солнечных панелей от электросети, одновременно облегчая возвращение в них избыточного электричества. Они без интегрированной системы хранения несут ненамного больше ценности, чем лампы накаливания без электрической сети. Следовательно, Tesla Energy — решительный шаг в создании энергетической системы будущего.

Эта мысль созвучна с нашей работой по подрывной стратегии, выходящей за рамки одной отрасли: подрывные инновации создают новые системы «сетей полезности», которые в конце концов заменяют собой старые. Из этого следует, что погоня за потенциально подрывными новыми технологиями и бизнес-моделями требует системного мышления, часто призывающего инноватора выйти далеко за рамки изобретения собственно нового продукта. Это касается как предпринимателей, думающих о том, как умные сенсоры и облачные сервисы изменят способ общения пациента с медиками, так и розничных продавцов, размышляющих, как компании вроде Uber кардинально изменят потребительские привычки. И это относится ко всей отрасли так же, как в бизнес-кейсе с Томасом Эдисоном и его лампочкой.

Элон Маск стремится изменить всю систему, и он не стесняется демонстрировать свои амбиции. В своей презентации Элон позиционировал Tesla Energy как «недостающий элемент», призванный соединить воедино электромобили и крупномасштабную возобновляемую энергию (и, в частности, компанию, специализирующуюся на ней, с которой Маск связан помимо Tesla — Solar City). Создается впечатление, что за каждым продуктом или партнерством, о которых в настоящее время говорит Маск, стоит смелый и тщательно продуманный план.

Изменит ли этот замысел мир вокруг нас? Возможно, но даже самые романтически настроенные фанаты Маска согласятся, что вдобавок к автопрому взять на себя второй проект в еще одной строго регулируемой, давно поделенной и требующей серьезных капиталовложений отрасли — дело нешуточной сложности. Некоторые обратили внимание на то, что для домохозяйств, подключенных к электросетям, финансовые выгоды Powerpall все еще не столь очевидны (хотя через несколько дней после запуска проекта Tesla объявила, что продала годовой запас продукции, а Bloomberg оценивает фиксированный доход от предварительных заказов на два инновационных гаджета в районе $800 млн).

Но суть заключается в том, что, если иметь в виду крупные, более долгосрочные системные задачи, у Tesla Energy есть несколько предпосылок, делающих ее амбициозные цели более досягаемыми.

Tesla явно демонстрирует системное мышление — это первая предпосылка.

Вторая имеет отношение к масштабу. На веб-сайте Tesla Energy мы читаем, что «Tesla — не просто компания, производящая автомобили, эта компания — новатор в области энергии». Это заявление приводит на ум легендарное наблюдение Теда Левитта, что железные дороги могли бы увидеть в грузовых автомобилях возможность, а не угрозу, если бы понимали, что играют не просто на рынке железных дорог, но гораздо шире — на рынке перевозок. Определяя себя шире, Tesla избегает частой ловушки, в которую попадают зрелые организации: позволить тому полю, на котором они играют сегодня, ограничивать их завтрашние возможности. Броские электромобили фирмы позиционируются лишь как один из компонентов энергетической системы будущего. Если продолжить аналогию, машины — это iPod, а iOS, iCloud и последующие устройства все еще находятся в стадии разработки.

В-третьих, революционное видение должно создавать конкретную, ощутимую полезность; оно не может быть красивым лишь на словах. Один из путей, как этого достигает Tesla Energy, — использование батарей для оправдания крупных вложений в головной бизнес по производству электромобилей. Новые продукты создают новые рынки для гигантской фабрики батарей, которая, как надеется Tesla, поможет вывести на новый уровень продажи электромобилей. Примерно так же Эдисон и его инженеры разрабатывали и продавали бытовые электроприборы (например, электроутюг), чтобы создать спрос на электроэнергию в дневное время. Тем самым они использовали придуманную ими систему для создания новых категорий продукции, которые в свою очередь увеличивали спрос на саму эту систему.

На более глубоком уровне батареи создают полезность за счет программного обеспечения, управляющего их использованием и создающего вместе с аккумуляторами электромобилей сеть накапливающих энергию устройств. Эта сеть станет все более ценной сначала для существующих пользователей, а затем и для всей масштабной альтернативной системы возобновляемой энергии по мере ее роста. Если так произойдет, в конце концов Tesla будет контролировать всемирную энергетическую сеть, позиционирующую себя как коммунальная сеть завтрашнего дня.

Весьма красноречиво говорит об этом завершающий аккорд презентации Маска, когда он поделился с аудиторией некоторыми простыми расчетами количества единиц хранения батарей, которое потребуется, чтобы снять мир с «иглы» ископаемой энергии. Ответ — 2 миллиарда батарей. «Это кажется сумасшедшим количеством, — сказал Маск, — но оно сравнимо с парком легковых машин и грузовиков на дорогах — а он полностью обновляется каждые двадцать лет». Лишь к 1925 году половина американских домохозяйств подключилась к системе электроснабжения, разработанной Эдисоном; прорывы такого уровня не происходят в мгновение ока. Представляя себе мир, где большинство транспортных средств — электрические и все больше домов, офисов и производств используют устройства вроде Powerpack, вы видите лишь отблеск прекрасной энергосберегающей системы будущего.