читайте также
Почему Uber вдруг решил предложить услугу по доставке еды в Барселоне?
Один из самых эффективных способов занять новую успешную нишу в любой отрасли, которая уже достаточно серьезно зарегулирована, — это построение своей собственной бизнес-модели в «другой» категории. Правила могут варьироваться в зависимости от индустрии и типа продукции: одни нормативные акты регулируют вопросы страхования автомобилей и совсем другие, например, — страхование владельцев жилой недвижимости.
Аналогичным образом компании вроде Uber подпадают под совершенно иные требования, чем службы курьерской доставки, занимающиеся транспортировкой документов и посылок. Какими бы жесткими ни были требования, всегда найдется «иная» фирма, деятельность которой считается новой, редкой или даже вовсе не соответствующей никакому из уже существующих правил. Например, в законодательстве любого государства вы сможете найти такие категории, как «иные формы страхования» или «иные формы перевозки».
Uber столкнулся с жесткой регуляцией отрасли не только в Барселоне, но и по всей Европе и в большинстве стран мира, где выдается совсем немного новых лицензий на вождение такси, вследствие чего новые водители таксомоторов, как правило, вынуждены выкупать или арендовать лицензии у тех, кто хочет от них отказаться. Водители, перевозящие пассажиров без лицензии, а порой и без уплаты налогов, выставляли Uber в дурном свете — не как честного и жизнеспособного конкурента, а скорее как компанию, пренебрегающую требованиями испанских регулирующих органов, которые не так давно объявили деятельность организации незаконной на всей территории страны.
Может, это звучит ужасно для репутации любой другой организации, но только не для Uber: лично я убежден, что испанское правительство сделало этой компании большое одолжение.
Читайте материал по теме: Общество должно дать «зеленый свет» компании Uber
Дело в том, что именно после такого «объявления вне закона» Uber решил переключиться с такси на транспортировку еды. Первые эксперименты были проведены в Барселоне. И вот как это работает: рестораны в четырех районах города могут заказать доставку еды от Uber всего за 2,5 евро. Таксист Uber сможет доставить заказ покупателю менее чем за 10 минут. Прибыль Uber составляет 20% с каждых 2,5 евро. Uber пообещал, что одним из условий трудоустройства для водителей, работающих на условиях доставки продуктов, будет обязательство платить налоги. (Uber пробует действовать аналогично и на других рынках — например, в таких городах, как Лос-Анджелес.)
Подобная гибкость в предоставлении услуг может сделать компанию Uber по-настоящему серьезным конкурентом не только для такси. Оказывая свои услуги в рамках категории «иные формы транспортировки» и уплачивая налоги, Uber и его водители действуют совершенно легально и способны приносить прибыль даже большую, чем давала бы первоначально выбранная компанией ниша (частный извоз). Раньше, если рестораторы Барселоны хотели предложить своим клиентам доставку на дом, им приходилось для этих целей находить молодых людей со скутерами. Поскольку их было не так много и каждому приходилось охватывать большую территорию, заказы обычно приходилось ждать более получаса. В отличие от них, Uber и его водители могут воспользоваться той же системой, которая у них существовала для перевозки пассажиров, а рестораны могут открывать приложение Uber, чтобы заказать доставку точно так же, как пассажиры обычно заказывали такси — то есть в этой схеме даже не пришлось осваивать ничего нового. Это позволило ресторанам расширить свою клиентскую базу за меньшие деньги. Таксопаркам не стоит волноваться, ведь Uber не собирается теперь отбирать у них хлеб.
Uber настолько быстро трансформируется и подстраивает свое приложение под любой бизнес, что я начинаю подозревать, что это — всего лишь вершина айсберга и компания продолжит свой рост. В настоящее время в самых разных странах по всему миру Uber либо на пьедестале почета, либо запрещен. Но уже завтра Uber может научиться управлять еще большим количеством лицензий в «других областях бизнеса», а не только в индустрии такси, и «завоевать» признание в любой стране без запретов и ограничений.
Читайте материал по теме: Проблема гильдий, начиная с жестянщиков и кончая таксистами
А если сеть Uber начнет разрастаться и приобретать влияние, станет значительнее, чем просто индустрия частного извоза, то компания сможет пролоббировать свои интересы в государственных органах и вернуть себе возможность перевозки граждан. Обычно в этих случаях правительства повторно рассматривают запрос на получение лицензии, что и произошло в Нью-Йорке с такси и автопарком Black car.
Это то, что я рекомендую своим студентам, которые хотят привнести значительные перемены в крайне регулируемую отрасль: НЕ делайте этого незаконно или слишком заметно для остальных игроков рынка. Гораздо лучше поначалу закрепиться, плавно интегрироваться в осваиваемую вами отрасль, пока вы не наберете достаточных сил и не окажетесь частью экономики, чтобы правительство могло вот так запросто проигнорировать вас или запретить что-то именно вашей фирме. После того как вы укрепите свое положение на рынке, есть вероятность, что правительство в конечном итоге оформит новую лицензию под ваш бизнес, и вы сможете продолжать свое победоносное шествие по выбранному вами рынку.
Читайте по теме: