Служба такси должна измениться, чтобы не прогореть | Большие Идеи

? Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Служба такси должна измениться, чтобы
не прогореть

Рост компании Uber резко набрал обороты за счет внедрения инноваций в привычную деятельность, отличное исполнение и отсутствием реакции от индустрии такси.

Автор: Рафи Мохаммед

Служба такси должна измениться, чтобы не прогореть

читайте также

Книги для бизнеса

Евграфова Елена подготовила

Как освоиться на новой работе

Арт Маркман

Виновен!

Ракшенко Лилия

Берл Лазар

Анна Натитник

Недавно я побывал на Манхэттене, где передвигался на такси, вызванном посредством приложения Uber. Водитель машины ездил исключительно по навигатору. Меня совершенно вывело из себя то, что мы поехали какими-то объездными путями, потому что, по словам шофера, «они были менее загруженными», а ведь опытный водитель мог этого избежать. Я полюбил приложение Uber еще в далеком 2009 году, но в последнее время я стал в нем все больше разочаровываться.

Мой опыт вовсе не говорит о том, что это норма для водителей: приложения Uber и Lyft по-прежнему популярны среди потребителей и инвесторов, по оценкам которых стоимость компании Uber оценивается сейчас в 40 миллиардов долларов. Приложения, предлагающие поездку на частном транспорте, — вот современный тренд, набирающий обороты и вносящий свои коррективы в индустрию частного извоза.

Но говорить об этом всерьез еще слишком рано. Как показывает мой личный опыт, пара-тройка неудачных попыток заставляет пользователя отказаться от использования любого сервиса. И если водители такси хоть немного задумаются над тем, как им перехитрить Uber и Lyft, может, и они смогут переломить исход битвы за клиента в свою пользу.

Во-первых, перестаньте пенять на закон. Просто сфокусируйтесь на поблажках, которые он предоставляет. В то время как Uber принимает комплименты за инновационность, давайте посмотрим правде в глаза: успех компании сложился благодаря лазейкам в законе. Uber позиционирует себя как перевозчик, а не такси. Так в чем же разница? Такси ездит по городу в поисках клиентов, перевозчик же этого не делает, он целиком и полностью полагается на приложение, благодаря которому можно организовать совместное использование автомобиля (ну в общем, вы поняли намек). А в результате этой едва заметной разницы Uber не подпадает под законодательные нормы, применяемые для таксомоторов.

Читайте материал по теме: Революция в конкуренции

Поскольку ни Uber, ни Lyft, ни компания Sidecar не относятся к числу такси, они имеют определенное преимущество в установлении цены. В соответствии с законом таксопарки вынуждены обращаться за предварительным одобрением установленной ими цены на перевозку пассажиров. А поскольку Uber не относится к категории «такси», компания имеет полное право повышать или снижать цены на перевозку по собственному усмотрению в зависимости от спроса на услугу. В результате чего Uber урезает количество автомобилей в период, когда эти услуги не пользуются спросом, и набирает обороты в часы пик. А надбавка к стоимости поездки не только увеличивает прибыль, но и помогает сгладить традиционный дисбаланс спроса и предложения, что испытывал на себе любой, кто когда-либо пытался поймать такси в ливень (более высокие цены помогают обуздать спрос клиентов и обеспечить наличие большего числа водителей, так как сами они всегда стремятся работать в часы пик, ведь так им удается получить большую оплату за свои услуги). Давно не менявшееся законодательство в отношении такси привело к тому, что приложения вроде Uber в последнее время набирают обороты во многих странах мира.

Таксомоторные парки борются за то, чтобы ужесточить правила игры и для перевозчиков. Это явно плохая идея, и она не будет работать. Обычно здоровая конкуренция рождает ослабление жесткой законодательной регуляторики. Обратите внимание на то, как менялись законы в сторону менее жесткого регулирования в области телефонной связи. Компания AT&T была монополистом в области предоставления услуг междугородней и международной телефонной связи, а потому к ней применялись только императивные нормы. Когда на рынке появились компании Sprint и MCI со своими инновациями в области телефонной связи, необходимость в императивной регуляции отпала: конкуренция породила хорошее качество услуг и справедливые цены. Такой же сценарий применим и для такси.

Перевозчики вряд ли сдадут свои позиции, а потому настало время перемен: любому перевозчику должно быть разрешено устанавливать ту цену, которую он считает нужной.

Читайте материал по теме: Общество должно дать «зеленый свет» компании Uber

Возьмите на заметку ценообразование, введенное Uber, и установите дополнительную надбавку. Ориентация на часы пик — стандартная модель ценообразования, применимая к отелям, самолетам и даже на железнодорожные перевозки. Она идеальна, если вы принимаете в расчет спрос и предложение. Такси тоже следует обратить внимание на эту модель: заявляйте цену «плюс 10%», «минус 30%» и так далее на своих электронных табло. Такой способ позволит увеличить доход на той территории, где такси все еще сохраняют свои позиции — на улицах мегаполисов.

Используйте новый способ образования цены. Следует подчеркнуть, что и для такси, и для любого другого перевозчика цена — это еще не главный источник прибыли. Расстояние — вот что, пожалуй, важно в этом вопросе. Поездка на 20 километров куда как более выгодна, чем на 2. Принимая во внимание это простое правило, компаниям следует креативно подходить к вопросу определения цены за 1 поездку. Перевозчики, к примеру, могут установить в приложении начало и конец маршрута и получат расчетную стоимость поездки уже с учетом заложенных туда параметров в виде скидки за большое расстояние и других факторов. Другим вариантом является система Priceline: водители могут устанавливать цену (скажем, 85% от нормального тарифа) на заранее определенные поездки. Для водителя куда лучше получить 85% от стандартного тарифа за поездку на 20 километров, чем, например, ждать заказа и гадать: поеду ли я на другой конец города или на соседнюю улицу?

Читайте материал по теме: Проблема гильдий, начиная с жестянщиков и кончая таксистами

Компании, которые используют грамотную ценовую политику, чтобы повысить рентабельность поездки, будут наслаждаться тем, что экономисты называют термином «снять сливки». Они чаще выбирают выгодные маршруты на дальние расстояния, в то время как их конкуренты (с точки зрения ценообразования) застревают с низким уровнем прибыли и небольшим пробегом автомобилей.

Подчеркивайте разницу. Служба такси должна обязательно воспользоваться одним очень важным недостатком любого извоза: водители Uber, Lyft и других мобильных приложений — непрофессионалы. Прекрасно, если у частного водителя есть возможность немного «подхалтурить» и заработать немного денег в свободное от своей основной работы время. Но отсутствие у них должного опыта сказывается на работе: они слишком зависимы от навигатора. Чаще всего имеет смысл стать пассажиром того водителя, в чьей голове имеется тысяча разных маршрутов поездок и который знает премудрости объезда всех пробок. В Манхэттене я, кстати, теперь пользуюсь только услугами такси.

Разработайте свое приложение. Таксопаркам пора осознать тот простой факт, что люди любят пользоваться своими смартфонами. Поэтому предоставьте им такую возможность — или потеряете свой бизнес.

Рост компании Uber резко набрал обороты за счет внедрения инноваций в привычную деятельность, отличное исполнение и отсутствием реакции от индустрии такси. Думаете, что оценка в 40 миллиардов долларов слишком высока для Uber? Зависит от действий самих таксистов. Добавьте лишь свободное ценообразование — это поможет оттеснить перевозчиков на второй план и снизит доходность этой компании и ей подобных.

Читайте по теме: