Хватит использовать военные метафоры в стратегии | Большие Идеи

? Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Хватит использовать военные метафоры
в стратегии

Питер Друкер подчеркивал: «Задача бизнеса – создать себе клиента». К этому сводится и задача любой бизнес-стратегии.

Автор: Фрэнк Сеспедес

Хватит использовать военные метафоры в стратегии

читайте также

«Мы занимаемся чем угодно, только не собой»

Анна Натитник

Валерий Шульговский. Вместилище памяти

Анна Натитник

Планируйте неделю так, чтобы сохранить выходные

Элизабет Грейс Сондерс

Достойны ли вы подражания?

Тони Шварц

Экономист Фриц Махлуп написал статью о «скользких словах, словах, которые скрывают отсутствие мысли… помогают избежать обязательств… уничтожают смысл высказывания, как лиса съедает яйцо, высасывая его содержимое». Махлуп говорил о привычке экономистов рассуждать, например, о «структуре», не связывая на практике возможные причины и следствия. Увы, в результате многолетних усилий - книг, статьей, программ MBA, посвященных стратегическому мышлению – слово «стратегия» теперь порой используется на деловых собраниях в такой же функции: чтобы придать себе умный вид, предстать лидером – и уклониться от насущного выбора.

Махлуп пояснил, как это происходит: когда экономист произносит слово «схватка», никто «не представляет себе болезненное сокращение мышц, предшествующее деторождению, и слово «штат» в контексте компании – даже если кто-то не вполне его понимает – заведомо не перепутают с обозначением входящих в США территорий». Но когда многозначное слово применяется к различным аспектам комплексного явления и эти значения перекрываются, то «невозможно по контексту узнать, какое именно значение подразумевается, и автор или оратор, по-моему, морально обязан четко указать, что он имеет в виду». Для начала нужно прояснить, чем стратегия не является.

Слово «стратег» в древнегреческом языке обозначало «генерала» или «полководца». Гуру стратегии охотно прибегают к аналогиям из военного дела, описывая план битвы за «конкурентное преимущество». Но метафора никуда не годится, потому что в бизнесе, в отличие от войны, победа над врагом – отнюдь не главная задача. Цель бизнеса – создать нечто ценное для клиентов, и таргетирование групп, кастомизация продукта, организация продаж и прочая деятельность – все направлено на то, чтобы обслужить эти группы лучше, чем это делают другие, или хотя бы иначе. Об этом в записках Цезаря и дневниках Наполеона вроде бы ничего не сказано.

Читайте материал по теме: Революция в конкуренции

К тому же аналогия используется избирательно и непоследовательно. Например, часто упоминают маневр Ганнибала, который впервые обошел противника с флангов и победил римлян в Битве при Каннах. Но что-то мы редко слышим о Фабии Максиме, по прозвищу Кунктатор, то есть «Медлитель» - римском генерале, который попросту изнурил армию Ганнибала, избегая решительного сражения. В итоге войну Ганнибал проиграл. Или другой любимец экономистов – фон Клаузевиц – он говорит нам: детальное планирование важнее всего, но когда зазвучат выстрелы, забудь о планах. Так на кого же нам ссылаться? Мы и так уже поняли, что бизнес, как и все в жизни человека, полон непредсказуемости. Как говорил Дэймон Раньян: «Вся жизнь – это как пари со ставкой 6 к 4». Так что мы приобретаем, пуская в ход военные метафоры?

А приобрести что-то надо, иначе не оправдать происходящие от таких аналогий потери. Люди создают немыслимые бизнес-стратегии, сочетая тактические планы Наполеона при Ватерлоо и генерала Ли при Геттисберге (и эти военные гении в конце концов проиграли, не правда ли?). «Будьте готовы к неожиданностям» - ага, это у нас удвоение исследовательского бюджета; «обходите с правого фланга» - развиваем дополнительные производственные мощности; «обеспечьте прикрытие с воздуха» - глобализация; «В атаку!» - мотивационное собрание продажников. Но исследования доказали, что в результате возникает не стратегия, а смешение нескольких бюджетных планов, каждый из которых тоже происходит из компиляции, а не интеграции разрозненных инициатив.

Читайте материал по теме: От стратегии не будет проку, если не произойдут кардинальные сдвиги

Я тоже люблю армию и радуюсь ее победам. Но мы-то уволены в запас, давайте уж без мундирных метафор. Питер Друкер подчеркивал: «Задача бизнеса – создать себе клиента». К этому сводится и задача любой бизнес-стратегии: заниматься клиентами, а не войной. Мой опыт участия в собраниях по стратегии: руководители слишком много говорят о своих конкурентах и слишком мало о клиентах – кто эти люди, что их больше всего волнует, как, где и почему они делают покупки и какие именно.

Прямых конкурентов никто из виду не упустит. Но сколько уже прогремело примеров «подрывных инноваторов» (мини-заводы вытеснили прежние интегрированные стальные предприятия, интернет-бизнес пользуется большим успехом, чем обычный и т.д.). Это не традиционные конкуренты, а те, кто находит альтернативные способы решать проблемы клиентов – и вытесняет прежних монополистов с рынка.

Так что же такое стратегия? В основе своей это движение компании из нынешнего положения к желанному, но совершенно не гарантированному будущему. Этот путь отчасти связан с аналитикой (выдвигаются последовательные гипотезы о задачах рынка, о том, какие возможности мы используем, а какие нет, как это отразится на предлагаемых клиенту ценностях, определяются параметры продаж и других видов деятельности), а отчасти является бихейвиористским (постоянные координированные усилия людей, исполняющих разные функции, но синхронизирующих свою деятельность ради эффективного осуществления стратегии). Как сформулирован импресарио Сол Гурок: «Если клиент не хочет к нам прийти, ему в этом ничто не воспрепятствует».

Читайте по теме: