читайте также
Вы все еще не вполне согласны с мыслью, что венчурная экономика поражена теми же проблемами, что и Уолл-стрит?
Тогда присмотритесь к пяти основным экономическим вызовам — перечисляю в порядке их важности — за которые венчурные капиталисты должны были взяться десять лет тому назад, но так и не взялись.
Обновление коммуникаций. Венчурные инвесторы вваливают тонны денег в медиа и индустрию развлечений, но при этом в извращенной форме избегают рисков: они инвестируют в системы рекламы и коммуникаций ХХ века, которые давно пора расформировать и переформировать. Любой подросток уже пять лет тому назад мог бы предсказать, что забивать и без того забитый ландшафт медиа новой рекламой — идея, хуже которой разве что скончавшийся ридер баркодов CueCat. И действительно, потребители отключают нынче рекламу фирм и буквально затыкают себе уши.
Пересмотреть рынки капитала. Чаще всего от венчурного инвестора слышишь жалобу: большие банки не хотят больше заниматься акционированием стартапов, окно для IPO захлопнулось. Ясный сигнал: рынки капитала рушатся — вот, казалось бы, очевидная возможность начать все заново, а венчурные капиталисты утверждают, будто наткнулись на непреодолимое препятствие. Угу. С такими революционерами и консерваторы не страшны.
Читайте материал по теме: Революция в конкуренции
Бизнес-модели для общественного достояния. Парадокс цифровой экономики: цифровые блага становятся также общественным достоянием. Как же на них зарабатывать? Серьезная проблема — но большинство венчурных фондов даже не попробовали самые простые решения (например: превратить товары в услуги, создать дефицит, демократизировать цены). Представьте: группа — Radiohead — сумела проложить новый путь и сформировать новую бизнес-модель для торговли общественным достоянием, а венчурные инвесторы все медлят.
Бизнес-модели радикальной ответственности. За последние десять лет стало совершенно очевидно, что радикальная безответственность бизнеса индустриальной эры больше никуда не годится. Но среди пионеров радикально ответственного и при этом доходного бизнеса мы видим некоммерческие и социальные организации, отнюдь не венчурные фонды, которые вовсе не пытаются исследовать возможные комбинации бизнеса и социальной ответственности.
Поиск новых источников конкурентного преимущества. Большинство венчурных капиталистов цепляются за ортодоксальное убеждение, будто источники конкурентного преимущества заданы раз и навсегда — а это величайшее заблуждение. Конкурентное преимущество отнюдь не вечно, как и сами компании. Новые отрасли и рынки опираются на новые источники конкурентного преимущества, отсюда и происходит экономический рост. Когда родилась ИТ-отрасль, основным источником преимущества стало обладание неким стандартом. Когда появились биотехнологии, началась эра экспериментов.
Читайте материал по теме: От стратегии не будет проку, если не произойдут кардинальные сдвиги
И никогда прежде новые источники конкурентного преимущества не требовались с такой остротой, как сейчас. Индустрии и рынки XXI века не могут жить за счет вчерашних идей вечно. Бренды утратили влияние, сокращение расходов зачастую всего лишь иллюзия, дифференциация обычно заходит не глубже поверхности, а доминирование одних и тех же компаний на рынке удушает инновации и креативность — вот вам лишь несколько проблем навскидку. И тем не менее завтрашние источники конкурентного преимущества остаются попросту неисследованными, потому что венчурные капиталисты забывают вкладываться в них.
И в этом все дело.
Если венчурные капиталисты не справляются с такими задачами — не устарели ли они сами? Возможно. Радикально децентрализованный мир в состоянии сам изобретать рынки и отрасли будущего — да, на это способен теперь каждый. Все еще хотите быть радикальным инноватором?
Читайте по теме: