3 плохие стратегии для растущей компании | Большие Идеи

? Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

3 плохие стратегии для
растущей компании

Нет в экономическом словаре подходящего термина для нашей ситуации, потому что сама ситуация опровергает все законы экономики.

Автор: Умар Хак

3 плохие стратегии для растущей компании

читайте также

Как правильно выбирать генерального директора

Огден Дейтон,  Цитрин Джеймс

Без эмоционального интеллекта не будет нормального руководства

Борис Щербаков

Соединяй, развивай или умри

Ларри Хьюстон,  Набил Саккаб

«Он бьет нас исподтишка»: как мелкие раздражители доводят до выгорания

Джин Сингер,  Карен Диллон,  Роб Кросс

Кто говорит: депрессия. Другие: затянувшаяся рецессия. Еще — распад системы. Или же неполное выздоровление экономики.

Вот вам правда. Нет в экономическом словаре подходящего термина для нашей ситуации, потому что сама ситуация опровергает все законы экономики. Ежеквартальные отчеты — загляденье, вакансий становится все больше и больше, финансовые рынки бурлят. Так что же уровень жизни у столь многих людей все падает и падает? Почему «рост» никак не хочет обернуться процветанием? И как — любимый вопрос каждого гендиректора — как, собственно, прикажете делать деньги в эру перманентной полустагнации?

Большинство лидеров видят три пути.

Выбор №1: Позолоти и продай богачу. Производи «роскошь»! Обнови свой бренд! Платиновый логотип! Сгони кучу прислуги, целую армию дворецких — и купят!

Получите коктейли за десять тысяч долларов, джинсы за миллион, роскошные собачьи спа (Wagsworth Manor: «Роскошь для мохнатых аристократов»). Nokia попробовала тот же номер с телефонами и прогорела. Великобритания применила этот подход ко всей экономике, превратив старинный Лондон в город-призрак, населенный пришлыми олигархами. Они скупают целые кварталы, а проводят в столице едва ли три недели за год. Стратегия умиротворения: лезь из кожи вон, чтобы угодить сильнейшему.

Читайте материал по теме: Будущее капитализма уже наступило

Почему ведет к проигрышу этот гамбит, отчаянные усилия предвосхитить и удовлетворить малейшую прихоть супербогачей? Ведь у них-то денег пока хватает, верно же? А проигрышен этот гамбит по очень простой причине: богачей в этом мире не так уж много и они все вместе не могут потратить на свои капризы столько, чтобы возместить сократившиеся расходы среднего класса. Перестроившись на обслуживание богачей, быть может, вам и удастся на какое-то время увеличить свою прибыль, но вскоре вы начнете лихорадочно сгонять на презентацию еще сотню официанток и полк дворецких и поверх позолоты прибивать платиновый щит. Богачей на всех не хватит: погоня за постоянно убывающим призом — заведомо обреченная игра.

Выбор №2: Продавать все и вся нарождающимся «средним классам» развивающихся стран. Не надо никому угождать! Полет свободный! До самых дальних краев Земли.

Но присмотритесь: и это не работает. Нарождающиеся средние классы гораздо беднее наших, которые вымирают. В Индии принадлежность к среднему классу определяется доходом от 10 тысяч в год, а в США — от 50 тысяч. Этому всемирному среднему классу можно впарить тот же мусор, что мы производили до сих пор. Но чтобы весь этот мусор купить, им бы развиваться побыстрее и подняться повыше — увы, в условиях стагнации надежд на такой благополучный поворот событий остается все меньше.

Читайте материал по теме: Неужели Маркс был прав?

Выбор №3: Доить обедневших. Ну да, они обеднели, но кредитные карточки у них пока что есть — и кое-какой капиталец. «Из этих банкротств мы извлечем свой профит!» — восклицает самый отчаянный и отчаявшийся из младших вице-президентов компании «Бесполезные виджеты Inc.». На том и поднялись «растущие» отрасли последнего десятилетия. Ростовщическая экономика. Казино, ломбарды, частные тюрьмы, пятидолларовые работники (мак-трудяги, мгновенное обслуживание и такое же качество) и всякое прочее, что купят на последний доллар: триплекс-мега-соя-мокка-латтечино. Мелким шрифтом условия непомерно многолетнего контракта: там все скрытые штрафы и поборы.

Можно ли выжать еще несколько центов из обедневших? Конечно, можно, братан! Но вот чего вы не сумеете на этом построить: компанию, которая стоила бы потраченных на нее усилий. Вспомните печальную (и вполне предсказуемую) историю ростовщической фирмы Wonga. Клиенты ополчатся на вас. Собственные сотрудники проклянут. Общество (по крайней мере, в Германии, Швеции, Австралии и Канаде) восстанет против вас. Ваше имя изваляют в грязи, и рано или поздно государство заставит вас поменять методы работы. Опять-таки заведомо проигрышная битва за жалкие центы, за краткосрочную прибыль, которая и так ежеминутно сокращается.

Все эти стратегии — не стратегии.

Читайте материал по теме: Урок истории для финансистов

Так что же, найти способ поумнее, пожестче выжимать еще более подлую прибыль?

А это и вовсе не стратегия.

Стратегия подразумевает создание институции, которая способна конкурировать с другими. Конкурентоспособность не сводится к сиюминутной выгоде. Речь идет об источнике здорового и длительного процветания. Для этого требуется не только видение перспективы, но и страсть. Не только миссия, но цель. Нужно делать что-то осмысленное и важное.

Угождать богачам, искать добычу на краю света, доить бедняков — все это дурные стратегии в эпоху стагнации, потому что если вы пускаете в ход такие приемы, то кто вы такой? Очередной агент и фактор стагнации, вот кто вы. А значит, рано или поздно, стагнация настигнет и прикончит вас.

Читайте по теме: