Попросите босса помочь вам выбрать стратегию | Большие Идеи

? Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Попросите босса помочь вам
выбрать стратегию

Не ждите, пока стратегия полностью отлакируется, и вы уже не захотите ее как-то редактировать.

Автор: Роджер Мартин

Попросите босса помочь вам выбрать стратегию

читайте также

Владимир Любаров

Анна Натитник

«Думаю, что могу приносить пользу не только как актриса»

Елена Смородинова

Ловушки сознания

Говард Райффа,  Джон Хэммонд,  Ральф Кини

Против толерантности

Елена Евграфова

Наступает момент, когда автор новой стратегии должен обсудить свою работу с руководителем: либо этого требуют правила компании, либо такова собственная потребность.

Если автор — гендиректор, то отчитываться он будет перед советом директоров или партнерами. Если же это глава отдела, то он обратится к гендиректору и так далее до нижних уровней иерархии. Вне зависимости от должности участников сам процесс выглядит примерно одинаково: докладчик выжидает, пока его стратегия не отстоится до железной убежденности, а потом идет на встречу с безупречно подобранным набором слайдов и множеством доводов в защиту своей точки зрения.

Цель — получить «орден» за свою идеальную новую стратегию. Не простой «орден» — огромную «Золотую звезду героя», на меньшее трудно согласиться. И автор стратегии, и тот, кто ее выслушивает, прекрасно понимают, какова цель, и знают, что остальным это известно. Соответственно, автор стратегии подает ее так, словно все в ней очевидно и неуязвимо истинно, а слушатель, как правило, выдает этот «орден», иногда с необидными, легко воспринимаемыми замечаниями по второстепенным аспектам: он ведь понимает, что серьезная критика, а тем более указание на недоработки, огорчит создателя стратегии, если не вовсе его раздавит.

Такой подход к разбору стратегий плох тем, что роль старшего босса сводится к нулю. Если он выдает «орден», то ничего существенного не добавляет к предложенному. И даже если у него найдутся оговорки и замечания, сама ситуация разговора лишает их смысла. Эдуард Деминг учил руководителей реального сектора: проверять выход на конце линии — самый неэффективный способ контролировать качество продукции.

Если управленец занимает свою должность легитимно (если нет, проблемы только возрастают), то стратегу следовало бы с максимальной отдачей использовать его опыт для оптимизации стратегии. С этой целью к руководителю нужно обращаться на ранних этапах работы и многократно. Не ждите, пока стратегия полностью отлакируется, и вы уже не захотите ее как-то редактировать. Проведите ряд конструктивных разговоров:

  • Как можно раньше сформулируйте проблему, которую вы хотите с помощью этой стратегии решить. Спросите руководителя, не видит ли он иной способ подойти к проблеме.
  • Вернитесь с перечнем возможностей, которые вам видятся. Спросите начальника, предполагает ли он иные возможности и не считает ли какие-нибудь из вашего списка неприемлемыми.
  • Вернитесь в третий раз, когда разберете все возможности и поймете, какие из них наиболее осуществимы и какие кажутся вам хотя бы отдаленно осуществимыми. Спросите начальника, существуют ли дополнительные условия, которые потребуются для продвижения вашего плана. Уточните, что вызывает наибольшие сомнения.

Если вы справитесь с этой задачей, обеспечите себе три важных преимущества:

  1. Вы вовремя получите подсказки, которые помогут вам усовершенствовать свой подход к проблеме и ее решению.
  2. Вас точно не отправят обратно переделывать все заново, если вдруг результат окажется разочаровывающим.
  3. Ваш руководитель сам будет заинтересован в работе, поскольку он с самого начала будет принимать в ней участие.

И так вместо бесполезного босса вы получите надежного помощника в выработке и реализации стратегии.

Читайте по теме: